Перейти к содержимому

Методические рекомендации. ПДО.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. Цели выполнения вкр
3. ОРГАНИЗАЦИЯ разработки тематики и выполнения вкр
4. Требования к структуре и содержанию вкр
5. Требования к оформлению вкр
6. Оценивание и Рецензирование вкр
7. Защита вкр

 

  1. Общие положения

 

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
  • Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968,
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464,
  • Методическими рекомендациями по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена(письмо Минобрнауки РФ от 20 июля 2015г. №06-846),
  • Федеральным  государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (приказ Министерства образования и науки № 998, 25 августа 2014 г.),
  • Положением об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы ГБПОУ «Пермский краевой колледж «Оникс».

 

В соответствии с ФГОС СПО выпускная квалификационная работа (далее – ВКР)  является обязательной частью государственной итоговой аттестацией.

ВКР должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться, по возможности, по предложениям (заявкам) предприятий, организаций, инновационных компаний, высокотехнологичных производств или образовательных организаций.

Подготовка и защита  ВКР способствует систематизации,  расширению освоенных во время обучения знаний по общепрофессиональным дисциплинам, профессиональным модулям и закреплению знаний выпускника по специальности при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе и направлены на проверку качества полученных обучающимся знаний и умений, сформированности общих и профессиональных компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи.

Цель данных методических рекомендаций  – оказание помощи студентам в выборе тем, написании, оформлении и защите работы с учетом требований, предъявляемых к ВКР.

 

 

  1. ЦЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

  • Целью выпускной квалификационной работы является установление соответствия уровня освоенности компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования обучающихся, Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 02.03 Педагогика дополнительного образования в части освоения видов деятельности:
  • Преподавание в области социально-педагогической деятельности дополнительного образования детей.
  • Организация досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок.
  • Методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Организация внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья[1].
    • и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
  1. Преподавание в области социально-педагогической деятельности дополнительного образования детей

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

  1. Организация досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.

ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий.

  1. Методическое обеспечение образовательного процесса

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

  1. Организация внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья

ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные занятия и мероприятия с детьми с ОВЗ.

ПК 4.2. Проводить внеурочные занятия и мероприятия.

ПК 4.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятиях.

ПК 4.4. Анализировать процесс и результаты внеурочных занятий и мероприятий с детьми с ОВЗ.

ПК 4.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочных занятий и мероприятий с детьми с ОВЗ.

 

Выпускная квалификационная работа как заключительный этап подготовки выпускника должна содержать элементы самостоятельного исследования.

Работа выпускника по выполнению ВКР позволяет оценить уровень развития следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения выпускной квалификационной работы должен решить следующие задачи:

  • обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для осуществления конкретного вида деятельности;
  • изучить теоретические положения, нормативную документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;
  • собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа;
  • использовать современные средства вычислительной техники, пакеты прикладных программ, баз данных в разработке собственных проектов;
  • оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с нормативными требованиями.

 

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом на последнем курсе обучения в соответствии с графиком (Приложение 1). График выполнения ВКР разрабатывается заместителем директора по НМР и куратором специальности на основании графика учебного процесса.

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕМАТИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного и нескольких профессиональных модулей, соответствующих видам деятельности выпускника.

Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями образовательного учреждения совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями. Тема работы может быть предложена самим студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.

Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, культуры и образования.

По своему характеру темы выпускных квалификационных работ могут быть посвящены:

  • исследованиям особенностей личности и коллектива обучающихся;
  • выполнению компонентов методического обеспечения образовательного процесса (дополнительных общеобразовательных программ, дидактических пособий и т.п.);
  • конструированию процесса организации занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-педагогической направленности, а также досуговых мероприятий с использованием современных технологий обучения и воспитания (в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

Директор колледжа назначает приказом руководителей выпускных квалификационных работ. Одновременно кроме основных руководителей могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускных квалификационных работ.

Утверждение тем дипломных работ (проектов) с указанием руководителя работы оформляется приказом директора колледжа не позднее 20 декабря последнего года обучения

По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента (Приложение 2).

Задание на выпускную квалификационную работу подписываются руководителем ВКР, согласуются с куратором и утверждаются заместителем директора по научно-методической работе.

В случае выполнения дипломного проекта допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом бланки индивидуальных заданий заполняются каждым студентом.

Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.

По утвержденной теме студенты совместно с руководителем выпускной квалификационной работы заполняют бланк задания на выпускную квалификационную работу. В бланк задания  заносятся: тема работы; логический аппарат; цели и задачи; календарный план выполнения выпускной квалификационной работы; характеристика видов работ, которые надо выполнить во время преддипломной практики; краткое содержание теоретической и практической частей.

Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

  • руководство разработкой логического аппарата и календарного плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы;
  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы);
  • оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
  • контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы;
  • подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов.

Основными функциями консультанта выпускной квалификационной работы являются:

  • руководство разработкой календарного плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса;
  • оказание помощи  студенту  в  подборе  необходимой  литературы в  части  содержания консультируемого вопроса;
  • контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса.
  • На выполнение и завершение ВКР в соответствии со стандартом специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования отводится 6 недель, что учтено в графике выполнения ВКР (Приложение 1).

По завершении студентом выпускной квалификационной работы  руководитель подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает в кабинет директора.

Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляет в соответствии с должностными обязанностями заместитель директора по научно-методической работе. Промежуточный контроль осуществляет куратор специальности.

 

 

 

  1. требования к структуре и содержанию ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ работы

 

Выпускная квалификационная работа для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена, выполняется в виде дипломной работы  или дипломного проекта.

 

4.1. Структура и содержание дипломной работы

 

Дипломная работа по своему характеру может быть опытно-практической или опытно-экспериментальной.

Структура и содержание дипломных работ, требования к объему представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура и объемы дипломных работ

Опытно-практического характера

(от 30 до 50стр)

Опытно-экспериментального характера (от 30 до 50стр)
Титульный лист (приложение 3а)

Оглавление

Введение:

-    актуальность

-    объект

-    предмет

-    проблема

-    цели и задачи

Теоретическая часть:

- теоретические основы изучаемой проблемы

Практическая часть:

-    проектирование педагогической деятельности

-    описание ее реализации

-    оценка результативности
Практическая часть – это система занятий, внеклассных форм работы, комплекты наглядных или методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения воспитания конкретного учреждения) с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению

Заключение:

- выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения получения результатов

Список литературы   (не менее 20)

Приложение

Титульный лист (приложение 3а)

Оглавление

Введение:

-    актуальность

-    объект

-    предмет

-    проблема

-    цели и задачи

Теоретическая часть:

-    история вопроса

-  аспекты разработанности проблемы в теории и практике – психолого-педагогическое обоснование проблемы

Практическая часть:

-      план проведения эксперимента

-      характеристика методов экспериментальной работы

Заключение:

- выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения результатов опытно-экспериментальной работы

Список литературы

(не менее 20)

Приложение

 

4.1. Структура и содержание дипломного проекта

 

Структура и содержание дипломного проекта определяются в зависимости от будущих видов профессиональной деятельности.

Структура и содержание дипломных проектов, требования к объему представлены в таблице 2

Таблица 2

Структура и объем дипломного проекта

 

Методический проект
Пояснительная записка (10-15 стр.)

Титульный лист (приложение 3б)

Содержание

Введение:

-    актуальная тема

-    проблема

-    цели и задачи

Проектная часть:

-      теоретические основы темы (анализ психолого-педагогической, методической литературы), концептуальные основы исследуемой проблемы

-      основные подходы к разработке объекта проектирования (учебная программа, система уроков, система внеклассных занятий, кружков, факультатив), комплект дидактических материалов (дидактические пособия, таблицы, плакаты, демонстрационные модели и материалы)

-      планируемый результат апробации

-      описание реализации педагогической деятельности с использованием выполненных материалов (база практики, контингент, формы и содержание педагогической деятельности)

-      оценка результативности проекта

Заключение:

-      выводы и методические рекомендации по применению разработанного проекта

Список литературы (не менее 15)

Приложение

Практическая часть:

-      КМО, УМК

-      методическое пособие

-      компьютерная обучающая программа и др.

 

 

 

  1. требования к оформлению ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ работы

 

Оформление выпускной квалификационной работы является одним из факторов, учитываемых Государственной экзаменационной комиссией на защите. Обращается внимание на логичность, последовательность, грамотность изложения, соответствия принятым методам фиксирования результатов исследования, соблюдение стандартов и принятых правил внешнего оформления (титульного листа, текста работы, графиков, списка литературы и приложения). Образцы оформления титульного листа, оглавления, списка литературы приведены в