Перейти к содержимому

Методические рекомендации. ИЗО.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение»

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы для студентов по специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение»

Ответственный за разработку:

Отинова Т.В. –  куратор специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение»

ОБСУЖДЕНО на заседании ПЦК изобразительных дисциплин и декоративно-прикладного искусства 01.11.2016г. протокол № 2

РЕКОМЕНДОВАНО научно-методическим советом колледжа

11.11.2016г. протокол №  2 (135)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
2. Цели выполнения вкр 5
3. ОРГАНИЗАЦИЯ разработки тематики и выполнения вкр 8
4. Требования к структуре и содержанию вкр 10
5. Требования к оформлению вкр 12
6. Оценивание и Рецензирование вкр 17
7. Защита вкр 18

 Общие положения

 Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
  • Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968,
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464,
  • Методическими рекомендациями по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена(письмо Минобрнауки РФ от 20 июля 2015г. №06-846)
  • Федеральным  государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности 02.06 «Изобразительное искусство и черчение» (приказ Министерства образования и науки № 1384 от 27.10.2014г.),
  • Положением об организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы студентами КГАПОУ «Пермский краевой колледж «Оникс».

В соответствии с ФГОС СПО выпускная квалификационная работа (далее – ВКР)  является обязательной частью государственной итоговой аттестацией.

ВКР должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться, по возможности, по предложениям (заявкам) предприятий, организаций, инновационных компаний, высокотехнологичных производств или образовательных организаций.

Подготовка и защита  ВКР способствует систематизации,  расширению освоенных во время обучения знаний по общепрофессиональным дисциплинам, профессиональным модулям и закреплению знаний выпускника по специальности при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе и направлены на проверку качества полученных обучающимся знаний и умений, сформированности общих и профессиональных компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи.

Цель данных методических рекомендаций  – оказание помощи студентам в выборе тем, написании, оформлении и защите работы с учетом требований, предъявляемых к ВКР.

 

  1. ЦЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Целью выпускной квалификационной работы является установление соответствия уровня освоенности компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования обучающихся, Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение» в части освоения видов деятельности:

  • Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных организациях.
  • Преподавание черчения в общеобразовательных организациях.
  • Выполнение работ в области изобразительного, декоративно-­прикладного искусства и черчения.
  • Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
  • Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению.
    • и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
  1. Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных организациях.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия изобразительного искусства.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия изобразительного искусства.

ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения.

ПК 1.4. Анализировать занятия изобразительного искусства.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения изобразительному искусству.

  1. Преподавание черчения в общеобразовательных организациях.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать занятия черчения.

ПК 2.2. Организовывать и проводить занятия черчения.

ПК 2.3. Оценивать процесс и результаты учения.

ПК 2.4. Анализировать занятия черчения.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения черчению.

  1. Выполнение работ в области изобразительного, декоративно­-прикладного искусства и черчения.

ПК 3.1. Выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.

ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.

ПК 3.3. Выполнять объемно-пластические работы с натуры, по памяти и представлению в различных материалах.

ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно­творческие композиции.

ПК 3.5. Читать и выполнять чертежи и эскизы в ручной графике.

  1. Организация и проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной организации.

ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия.

ПК 4.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочных мероприятиях.

ПК 4.4. Анализировать внеурочные мероприятия.

ПК 4.5. Вести документацию, обеспечивающую проведение внеурочных мероприятий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

  1. Методическое обеспечение реализации образовательных программ по изобразительному искусству и черчению.

ПК 5.1. Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом типа образовательной организации, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.

ПК 5.2. Создавать в кабинете предметную развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики.

Выпускная квалификационная работа как заключительный этап подготовки выпускника должна содержать элементы самостоятельного исследования.

Работа выпускника по выполнению ВКР позволяет оценить уровень развития следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации музыкального образования.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения выпускной квалификационной работы должен решить следующие задачи:

  1. обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для осуществления конкретного вида деятельности;
  2. изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;
  3. собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа;
  4. использовать современные средства вычислительной техники, пакеты прикладных программ, баз данных в разработке собственных проектов;
  5. оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с нормативными требованиями.

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом на последнем курсе обучения в соответствии с графиком (Приложение 1). График выполнения ВКР разрабатывается заместителем директора по НМР и куратором специальности на основании графика учебного процесса.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕМАТИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного и нескольких профессиональных модулей, соответствующих видам деятельности выпускника.

Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями образовательного учреждения совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями. Тема работы может быть предложена самим студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.

Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, культуры и образования.

По своему характеру темы выпускных квалификационных работ могут быть посвящены:

- актуальным проблемам художественного образования и детей;

- применению традиционных и современных технологий в художественном творчестве.

Директор колледжа назначает приказом руководителей выпускных квалификационных работ. Одновременно кроме основных руководителей могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускных квалификационных работ.

Утверждение тем дипломных работ (проектов) с указанием руководителя работы оформляется приказом директора колледжа не позднее 20 декабря последнего года обучения

По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента (Приложение 2).

Задание на выпускную квалификационную работу подписываются руководителем ВКР, согласуются с куратором и утверждаются заместителем директора по научно-методической работе.

В случае выполнения дипломного проекта допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом бланки индивидуальных заданий заполняются каждым студентом.

Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.

По утвержденной теме студенты совместно с руководителем выпускной квалификационной работы заполняют бланк задания на выпускную квалификационную работу. В бланк задания  заносятся: тема работы; логический аппарат; цели и задачи; календарный план выполнения выпускной квалификационной работы; характеристика видов работ, которые надо выполнить во время преддипломной практики; краткое содержание теоретической и практической частей.

Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

  • руководство разработкой логического аппарата и календарного плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы;
  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы);
  • оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
  • контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы;
  • подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.

К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов.

Основными функциями консультанта выпускной квалификационной работы являются:

  • руководство разработкой календарного плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса;
  • оказание помощи  студенту  в  подборе  необходимой  литературы в  части  содержания консультируемого вопроса;
  • контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса.

На выполнение и завершение ВКР в соответствии со стандартом специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение» отводится  4 недели, что учтено в графике выполнения ВКР (Приложение 1).

По завершении студентом выпускной квалификационной работы  руководитель подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает в кабинет директора.

Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляет в соответствии с должностными обязанностями заместитель директора по научно-методической работе. Промежуточный контроль осуществляет куратор специальности.

  1. требования к структуре и содержанию ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ работы

 Выпускная квалификационная работа для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена, выполняется в виде дипломной работы  или дипломного проекта.

4.1. Структура и содержание дипломной работы

Дипломная работа по своему характеру может быть опытно-практической или опытно-экспериментальной.

Структура и содержание дипломных работ, требования к объему представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура и объемы дипломных работ

 

Опытно-практического характера

(от 30 до 50стр)

Опытно-экспериментального характера

(от 30 до 50стр)

Титульный лист (приложение 3а)

Оглавление

Введение:

-    актуальность

-    объект

-    предмет

-    проблема

-    цели и задачи

Теоретическая часть:

- теоретические основы изучаемой проблемы.

Практическая часть:

-    проектирование педагогической деятельности;

-    описание ее реализации;

-    оценка результативности.
Практическая часть – это система занятий, внеклассных форм работы, комплекты наглядных или методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения воспитания конкретного учреждения) с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению.

Заключение:

- выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения получения результатов.

Список литературы

(не менее 20)

Приложение

Титульный лист (приложение 3а)

Оглавление

Введение:

-    актуальность

-    объект

-    предмет

-    проблема

-    цели и задачи

Теоретическая часть:

-    история вопроса

-  аспекты разработанности проблемы в теории и практике – психолого-педагогическое обоснование проблемы;

Практическая часть:

-      план проведения эксперимента;

-      характеристика методов экспериментальной работы.

Заключение:

- выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения результатов опытно-экспериментальной работы.

Список литературы

(не менее 20)

Приложение

4.2. Структура и содержание дипломного проекта

 

Структура и содержание дипломного проекта определяются в зависимости от будущих видов профессиональной деятельности.

Структура и содержание дипломных проектов, требования к объему представлены в таблице 2

 

Таблица 2

Структура и объем дипломного проекта

 

Художественно-творческий проект Методический проект
Пояснительная записка (10-15 стр.)

Титульный лист (приложение 3б)

Содержание

Введение:

-    актуальность темы

-    проблема

-    цели и задачи

Проектная часть:

-     исходные теоретические положения (анализ литературы по теме);

-     описание этапов проектирования готового изделия (выбор варианта или идеи художественного произведения; выбор материалов, инструментов и оборудования; планирования этапов работы);

-     описание изделия (продукта творческой деятельности, идеи, сюжета и др.), его изображение

-     реализация основных законов композиции (закон единства формы и содержания, закона цельности);

-     приемы и средства, позволяющие достичь выразительности художественного образа (выделение сюжетно-композиционного центра, ритм и движение, симметрия и асимметрия, пространство и форма, контраст, цвет, тон, фактура и др.);

-     выделение особенностей художественного языка (технические проблемы, изобразительные средства)

-     экономический расчет.

Заключение:

-     описание реализации педагогической деятельности с использованием выполненного изделия;

-     выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения результатов опыта студента.

Список литературы

(не менее 15)

Приложение

- чертежи, схемы, графики, диаграммы

Пояснительная записка (10-15 стр.)

Титульный лист (приложение 3б)

Содержание

Введение:

-    актуальность темы

-    проблема

-    цели и задачи

Проектная часть:

-      теоретические основы темы (анализ психолого-педагогической, методической литературы), концептуальные основы исследуемой проблемы;

-      основные подходы к разработке объекта проектирования (учебная программа, система уроков, система внеклассных занятий, кружков, факультатив), комплект дидактических материалов (дидактические пособия, таблицы, плакаты, демонстрационные модели и материалы)4

-      планируемый результат апробации;

-      описание реализации педагогической деятельности с использованием выполненных материалов (база практики, контингент, формы и содержание педагогической деятельности);

-      оценка результативности проекта.

Заключение:

-      выводы и методические рекомендации по применению разработанного проекта.

Список литературы

(не менее 15)

Приложение

Практическая часть:

Продукт художественного творчества (картина, спектакль, изделие ДПИ и др.)

Практическая часть:

-      КМО, УМК

-      методическое пособие

-      компьютерная обучающая программа и др.

  1. требования к оформлению ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ работы

Оформление выпускной квалификационной работы является одним из факторов, учитываемых Государственной экзаменационной комиссией на защите. Обращается внимание на логичность, последовательность, грамотность изложения, соответствия принятым методам фиксирования результатов исследования, соблюдение стандартов и принятых правил внешнего оформления (титульного листа, текста работы, графиков, списка литературы и приложения). Образцы оформления титульного листа, оглавления, списка литературы приведены в Приложениях.

Текстовый материал выпускной квалификационной работы выполняется в текстовом режиме Word (1 шрифтом Times New Roman № 14 через полтора интервала). Текст располагается на листе, соблюдая следующие правила:

  • параметры страниц: верхнее - 2 см; нижнее - 2 см; левое - 3,0 см; правое - 1,5 см;
  • названия разделов (глав) набираются прописными буквами шрифтом № 14;
  • отступ в абзаце 1,25 см;
  • названия параграфов набираются строчными буквами (кроме первой прописной) буквами шрифтом № 14;
  • заголовки глав и параграфов располагаются в середине строки без точки в конце, без подчеркивания.
  • сокращения слов и словосочетаний употребляются в соответствии с ГОСТ.

Нумерация страниц выпускной квалификационной работы. Страницы выпускной квалификационной работы должны быть пронумерованы от первой (титульный лист) до последней страницы (приложения). Страницы выпускной квалификационной работы нумеруются арабскими цифрами, при этом необходимо соблюдать сквозную нумерацию по всему тексту.

Страницы проставляются в правом верхнем углу или по центру нижнего поля страницы. Титульный лист и содержание (оглавление) включаются в общую нумерацию страниц выпускной квалификационной работы, но номер страниц на этих листах не печатается.

Иллюстрации, таблицы, диаграммы, рисунки и т.п., расположенные на отдельных листах включаются в общую нумерацию страниц выпускной квалификационной работы.

Иллюстрации. Весь иллюстративный материал (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и т.п.) в выпускной квалификационной работе именуется рисунками и обозначается «Рис.». Название указывается после номера под рисунком. Нумерация рисунков в тексте (до приложений) возможна как сквозная по всей работе, так и в пределах каждой главы. Например, «Рис. 2.1» — первый рисунок во второй главе. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющий текст.

Иллюстрации следует располагать в выпускной квалификационной работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, отделяя от текста пустой строкой сверху и снизу. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте выпускной квалификационной работы. Если в выпускной квалификационной работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рис.» под ней не пишут. Если размеры иллюстрации таковы, что она занимает целый лист формата А-4, то ее можно оформлять как отдельную страницу.

Таблицы. Весь цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицы следует располагать в дипломной работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, отделяя от текста сверху и снизу пустой строкой. На все таблицы должны быть ссылки в тексте выпускной квалификационной работы.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами. Номер размещают в правом верхнем углу над заголовком таблицы. Тематический заголовок таблицы располагается в центре без подчеркивания. Точку в конце заголовка не ставят.

Если в выпускной квалификационной работе одна таблица, то ее не нумеруют и не подписывают.

Нумерация таблиц в тексте возможна как сквозная по всей работе, так и в пределах каждой главы. Например, «Таблица 2.1» — первая таблица во второй главе.

Целесообразно таблицы размещать без разрыва непосредственно в тексте. Если размеры таблицы таковы, что она не помещается на одной странице, то делается перенос части таблицы на другую страницу. Над 19 перенесенной таблицей пишется слово «Продолжение табл. 2.1». Последнее продолжение таблицы указывается «Окончание табл. 2.1».

Для удобства оформления таблиц в тексте таблицы можно набирать шрифтом, отличном от основного, если это улучшает ее читаемость и размеры. В текстовом материале таблицы, межстрочные интервалы, целесообразно установить минимальными, размер шрифта уменьшить с базовым на 1 -2 пункта.

В таблицу не включаются графы «№ п/п» и «единицы измерения».

При необходимости порядковые номера ставят перед названием показателей. Единицы измерения указывают после названия показателя через запятую в строке или графе при условии, что все данные соответствующей строки или графы имеют одну размерность. Если все показатели таблицы имеют одну единицу измерения, то ее в скобках помещают в конце названия таблицы. Все числовые значения одного показателя должны иметь одинаковое количество знаков после запятой.

Некоторые таблицы можно вынести в приложение.

Приложения. Приложения оформляют на последних страницах выпускной квалификационной работы и располагают в порядке появления на них ссылок в тексте выпускной квалификационной работе.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу страницы над названием прописными буквами должно быть напечатано слово «Приложение». Если в выпускной квалификационной работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.

Правила сокращения слов и словосочетаний. Имеются общепринятые правила сокращения слов и выражений, применяемые при написании дипломных работ, рефератов, диссертаций, статей.

Студенты должны также быть внимательны при использовании таких сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные графические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.

Аббревиатурами удобно пользоваться, так как они составляются из общеизвестных словообразований (например, «РФ», «ФГОС»). Если необходимо обозначить свой сложный термин такой аббревиатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного сложного термина. Например, «средства массовой информации (СМИ)». Далее этой аббревиатурой можно пользоваться без расшифровки.

При написании выпускной квалификационной работы студент должен соблюдать общепринятые графические сокращения по начальным буквам слов или по частям таких слов: «и т.д.» (и так далее), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «т.е.» (то есть), «и пр.» (и прочее), «вв.» (века), «гг.» (годы), «обл.» (область).

Следует иметь также ввиду, что внутри самих предложений такие слова, как «и другие», «и тому подобное», «и прочее» не принято сокращать. Не допускаются сокращения слов: «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок), «формула» (ф-ла).

Не допускаются в работе сокращения слов, кроме общепринятых (тыс., млн., млрд.).

Сокращение единиц измерения должно быть в соответствии со стандартами и общепринятыми правилами, например: измерение массы— г, кг, ц, т; времени—с (секунда), мин., ч (час), длины - мм, см, км; площади - м2 , га; объема - т3, скорости - м/с (метр в секунду), км/ч (километр в час); затрат труда - чел.-ч (человеко-час), чел.-день (человеко-день); денежных единиц - коп., руб. После таких сокращений точку не ставят, за исключением денежных единиц.

Знаки (%), (+), (-), (< >) ставятся только при цифрах и в таблицах, а в остальных случаях пишутся словами.

Формулы. Формулы набираются с помощью встроенных средств Microsoft Word. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.

Первую строку объяснения начинают со слова — где, без двоеточия. Формулы нумеруются арабскими цифрами. Номер формулы указывается у правой границы листа на уровне формулы в круглых скобках. Рекомендуется либо сквозная нумерация формул, либо в пределах каждого раздела. Например, номер формулы (2.1) означает - первая формула во второй главе.

Если формула не помещается на одной строке, то перенос делается либо после знака арифметической операции, либо на знаке равенства. При переносе формулы на другую строку знак операции или равенства повторяется на новой строке.

Ссылки. Библиографическая ссылка - это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе или его части.

Библиографическая ссылка может быть приведена полностью или частично в тексте или в примечаниях. Чаще используется подстрочное размещение ссылок. Если ссылки на один и тот же источник следуют непрерывно, используется форма «Там же».

В обязательном порядке необходимо делать ссылки на все используемые цитаты, статистические данные, схемы, графики и диаграммы.

Дословные цитаты из литературных источников вводятся в текст в кавычках. При передаче смыслового содержания собственными словами кавычки не ставятся, но сноску с указанием источника нужно делать и в этом случае.

Ссылки на иллюстрации указываются порядковым номером иллюстрации, на формулы - порядковым номером формулы в скобках, например, «...в формуле (2.1)».  Ссылки на разделы, подразделы, пункты указываются их порядковым номером, например «...в разделе 4»

Работа оформляется на белой бумаге стандартного формата (А-4). Каждая страница текста, включая иллюстрации, приложения, нумеруется, кроме титульного листа.

Первым листом работы/ проекта (№ не ставится) является титульный лист, содержащий основные сведения о ней. Вверху рабочего поля страницы симметрично по центру пишется полностью название учредителя, ниже - название учебного заведения. Приблизительно в центре листа заглавными буквами пишется название работы. Под ними указываются сведения об исполнителе (фамилия, инициалы, номер группы, наименование специальности) и научном руководителе (фамилия, инициалы, ученая степень, должность). (Приложение 3).

Второй лист (№ не ставится) – это оглавление в дипломной работе или содержание в дипломном проекте. Оглавление (содержание) - перечень названий, глав и параграфов работы с указанием страниц, где они помещены. (Приложение 4). Оглавление/содержание дает общее представление о структуре работы и позволяет легко отыскивать нужные фрагменты текста. Вынесенные в оглавление заголовки должны по формулировке полностью совпадать с соответствующими заголовками в тексте работы. Оглавление дипломной работы имеет сложный план, а в дипломном проекте содержание имеет простой план.

Текст выпускной квалификационной работы должен иметь четкую структуру.

Заголовки глав и параграфов пишутся на отдельной строке (или нескольких строках) перед началом текста раздела и располагается симметрично по центру. Кроме того, заголовок обычно выделяется из общего текста еще и оформлением. Точка в конце заголовка не ставится.

В качестве заголовка введения и заключения используются сами названия частей, т.е. слова «введение» и «заключение». Заголовки в основной части текста имеют более сложное строение, поскольку с их помощью необходимо отразить не только содержание разделов, но и их соотношение. Так, заголовок главы записывается так:

  1. (далее ее название)

Параграфы, выделяемые внутри главы, нумеруются в ее пределах. Номер параграфа состоит из двух арабских цифр: номер главы и собственного номера параграфа, которые разделяются точкой. Таким образом, все параграфы одной главы имеют одинаковую первую цифру. Например: параграфы 2 главы обозначаются следующим образом: 2.1,2.2, 2.3 и т.д.

Заголовок параграфа состоит из его номера, после которого ставится точка, и названия, начинающегося с заглавной буквы. Заголовки отделяются от текста пробелами. Каждая новая глава или параграф пишутся с новой страницы.

Название глав и параграфов должно быть сформулировано кратко, четко, при этом точно отражать основное содержание. В названиях параграфов не должно повторяться то, что уже нашло отражение в названии главы.

Оформление заголовков должно быть единообразным по всему тексту работы.

  1. оценивание и Рецензирование ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ работ

 По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает в кабинет директора.

Отзыв руководителя должен включать:

  • заключение о соответствии структуры представленной работы виду дипломной работы/ дипломного проекта;
  • анализ полноты разработанности всех частей дипломной работы;
  • оценку эффективности использования выбранных методов исследования;
  • анализ реализации поставленных задач и намеченной цели;
  • заключение о степени самостоятельности деятельности студента в процессе работы над дипломной работой/дипломным проектом;
  • оценку формирования общих и профессиональных компетенций выпускника в ходе выполнения дипломной работы/дипломного проекта;
  • оценку практической ценности полученных результатов и возможности их дальнейшего использования.
    • Форма отзывы дана в приложении 12. Руководитель не выставляет оценку выпускной квалификационной работы, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите в ГЭК.

Выполненные выпускные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ. Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются приказом руководителя образовательного учреждения не позднее 2 недель до защиты выпускных квалификационных работ.

Рецензия должна включать:

  • заключение о соответствии содержания дипломной работы/дипломного проекта заявленной теме;
  • оценку качества выполнения каждого раздела дипломной работы/ дипломного проекта;
  • оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;
  • степень практической значимости ВКР;
  • готовность студента к выполнению профессиональной деятельности;
  • оценку дипломной работы/ дипломного проекта.

Формы рецензии на дипломную работу и дипломный проект представлены в приложении 13. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за 3 дня до защиты выпускной квалификационной работы. Внесение изменений в работу после получения рецензии не допускается.

Заместитель директора по НМР при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную квалификационную работу в Государственную аттестационную комиссию не позднее, чем за 3 дня до начала защиты ВКР.

  1. Защита ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ работ

 Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии.

На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 1 академического часа.

Процедура защиты включает в себя:

- представление студента;

- доклад студента (не более 10—15 минут);

- чтение отзыва и рецензии;

- вопросы членов комиссии, ответы студента.

Может быть  предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

При определении итоговой оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:

- отзыв руководителя;

- оценка рецензента;

-  доклад выпускника;

-  ответы на вопросы.

Критерии оценки защиты дипломной работы/ дипломного проекта

Общая оценка качества разработки дипломной работы/ дипломного проекта и результатов защиты проводится с применением следующих критериев:

Оценка "ОТЛИЧНО" выставляется в том случае, если:

  • тема работы соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей;
  • работа актуальна, выполнена самостоятельно, отличается определенной новизной;
  • содержание дипломной работы/ дипломного проекта соответствует выбранной теме работы;
  • показана логическая взаимосвязь частей дипломной работы/ дипломного проекта, изложение текста последовательное с итоговыми выводами;
  • представлен план практической деятельности и описана система его реализации, практический материал отличается высоким качеством и апробирован;
  • имеются положительные отзывы руководителя и рецензента с указанием на внедрение отдельных разработок;
  • при защите дипломной работы/ дипломного проекта студент показывает глубокие знание теории и практики по вопросам темы, вносит рекомендации по использованию разработанного продукта;
  • во время защиты дипломник выступает свободно и четко, ссылаясь на иллюстрационный материал, на вопросы отвечает убедительно и аргументировано.

Оценка  “ХОРОШО”:

  • тема соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей;
  • содержание работы  в целом соответствует дипломному заданию;
  • работа актуальна, написана самостоятельно;
  • материал изложен логично,
  • план практической части представлен, качество и точность практического материала соответствуют требованиям, допущены незначительные ошибки;
  • имеются положительные отзывы руководителя и рецензента;
  • при защите работы студент показывает хорошие знания вопросов темы;
  • при выступлении широко использует наглядность, без затруднений отвечает на поставленные вопросы.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО":

  • работа соответствует специальности; имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме;
  • исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной,  теоретической  глубиной и аргументированностью;
  • нарушена логика изложения;
  • работа содержит практической материал, но имеются ошибки;
  • в отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию и оформлению работы;
  • при защите работы студент проявляет неуверенность, слабое знание вопросов темы, на заданные вопросы не дает полных и аргументированных ответов.

Предпосылки к получению оценки “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО":

  • тема работы не соответствует специальности;
  • содержание работы не соответствует теме;
  • заимствование материала из интернет-банков готовых работ и прочих запрещенных источников;
  • повторы, неупорядоченность частей текста, отсутствие четкой структуры и логики изложения;
  • работа содержит существенные ошибки и поверхностную аргументацию основных положений;
  • практическая часть разработана не в полном объеме, не прошла апробацию, результаты работы не соответствуют цели;
  • в отзывах руководителя и рецензента имеются существенные замечания по содержанию и оформлению работы;
  • во время защиты студент не смог ответить на поставленные вопросы по теме, не представляет теории вопроса, допускает существенные ошибки при ответе.

Студентам и лицам, привлекаемым к государственной итоговой аттестации, во время ее проведения запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

Ход заседания государственной экзаменационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируются: все заданные вопросы, итоговая оценка защиты выпускной квалификационной работы и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.

Результаты защиты выпускной квалификационной работы объявляются в тот же день после оформления протокола заседания государственной экзаменационной комиссии.

Студенты, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту в соответствии с Положением колледжа о проведении государственной итоговой  аттестации.

ГРАФИК

организации деятельности по выполнению выпускных квалификационных работ

 по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

в 2019/2020 учебном году

 

Мероприятия Сроки Ответственные Место проведения. Отчетность
Выбор тем/направлений ВКР студентами сентябрь Куратор специальности  
Организация консультирования октябрь-январь Руководители ВКР,

куратор специальности

По особому расписанию
Выдача индивидуальных заданий на ВКР октябрь Методист,

куратор специальности

 

 
Закрепление направлений ВКР и руководителей за студентами 1 ноября Методист,

куратор специальности

Протокол заседания ПЦК
1-я предварительная защита ВКР: логический аппарат и план 2-6 декабря Методист,

куратор специальности, руководители ВКР

Совещание при директоре
Утверждение тем ВКР 13 декабря Методист Приказ
Первая неделя работы над ВКР:  окончательное оформление теоретической части ВКР, разработка материалов для практической части. 10-15 февраля Методист,

куратор специальности,  руководители ВКР

По особому расписанию
Экспертиза заданий ВКР 14 февраля Методист,

куратор специальности

Совещание при директоре
Индивидуальные отчёты студентов 14-15 февраля Куратор специальности  
Организация консультирования февраль - июнь Руководители ВКР,

куратор специальности

По особому расписанию
Вторая-четвертая недели работы над ВКР:  выполнение проектной и практической части 13-30 апреля

 

Методист,

куратор специальности,  руководители ВКР

По особому расписанию
Индивидуальные отчёты студентов 17,24 апреля Куратор специальности  
2-я предварительная защита ВКР: отчет по результатам выполнения практической части 27-30 апреля Методист,

куратор специальности,  руководители ВКР

Совещание при директоре
Пятая-шестая недели работы над ВКР: завершение практической части и пояснительной записки, окончательное оформление ВКР, подготовка к защите. 1-13 июня Методист,

куратор специальности,  руководители ВКР

По особому расписанию
Сдача ВКР руководителям 9 июня Руководители ВКР

 

 
Составление руководителями отзывов 9-15 июня Руководители ВКР  
Сдача ВКР руководителями

(в кабинет директора)

15 июня Руководители ВКР Протокол заседания ПЦК о готовности ВКР
Организация рецензирования работ 15-19 июня Методист Приказ
Допуск к защите ВКР 15 июня Методист Педсовет
Ознакомление студентов с отзывами и рецензиями за 1-3 дня до защиты Методист  
Защита ВКР По расписанию с 15-28 июня Зам. председателя ГЭК, куратор специальности Государственная итоговая аттестация

 

Календарный план (заполняется к 1 предварительной защите)

 

Наименование этапов выполнения дипломной работы Срок выполнения Отметка о выполнении
  Выдача индивидуальных заданий на ВКР октябрь  
  1-я предварительная защита (тема, логический аппарат, план работы) 2-6 декабря  
  Виды работ, выполняемые во время преддипломной практики:    
       
       
1 неделя Первая неделя работы над ВКР 10-15 февраля  
     
     
     
     
Экспертиза заданий 14 февраля  
Индивидуальные отчёты студентов по разработке практической части ВКР 14-15 февраля  
  План работы над практической частью (на февраль-март)    
       
       
  Вторая-четвёртая недели работы над ВКР 13-30 апреля  
 2 -4 неделя      
     
     
     
     
     
     
     
Индивидуальные отчёты студентов 17, 24 апреля  
2-я предварительная защита ВКР: индивидуальные отчёты по результатам выполнения практической части 27-30 апреля  
  Пятая-шестая недели работы над ВКР 1-13 июня  
5-6 недели      
     
     
Сдача ВКР руководителю 9 июня  
Подготовка к защите    
 

Составление руководителем отзыва на ВКР

9-15 июня  
  Рецензирование ВКР 15-19 июня  
  Допуск к защите 15 июня  
  Ознакомление с отзывом и рецензией За 1-3 дня до защиты  
  Защита выпускной квалификационной работы 15 - 28 июня

(по расписанию)

 

 

Рекомендации по выбору и формулировке темы выпускной квалификационной работы

Тема дипломной работы должна включать в себя: цель или суть работы, средства достижения и результат (одна из трех составляющих может отсутствовать). Только в этом случае удается четко сформулировать логический аппарат исследования.

Тема «Краткосрочные курсы по Урало-Сибирской росписи» содержит в себе только описание сути работы, поэтому в качестве формулировки темы дипломной работы не может быть утверждена.

Тема «Методическое сопровождение краткосрочных курсов по Урало-Сибирской росписи» содержит в себе и описание сути работы (краткосрочные курсы по Урало-Сибирской росписи) и результат (методическое сопровождение), поэтому может быть взята в качестве темы работы.

Тема дипломного проекта должна быть сформулирована четко и конкретно, должна включать не описание процесса, а конечный продукт.

Формулировка «Иллюстрации к русской народной сказке «Царевна-лебедь» содержит описание не процесса (разработка), а конечный результат – готовый продукт.

Примерная тематика направлений выпускных квалификационных работ:

 

  1. Учебно-методический комплекс по акварельной живописи как средство развития профессионализма учителя.
  2. Иллюстрации к сказкам как особый жанр изобразительного искусства.
  3. Комикс как нетрадиционное средство преподавания композиции.
  4. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по рисунку.
  5. Модульная картина как современный подход оформления интерьера.
  6. Иллюстративно-графическая серия работ по мотивам сказок Павла Петровича Бажова.
  7. Декоративный натюрморт в теплой и холодной гамме.
  8. Пейзаж «Уральские мотивы».

 Рекомендации по формулированию логического аппарата исследования выпускной квалификационной работы

Проблема исследования - это противоречие, сдерживающие переход от существующего состояния системы (явления, процесса) к желаемому.

Таким образом, чтобы сформулировать проблему, надо выявить противоречие между фактическим и желаемым состоянием.

 Примеры по формулированию проблемы выпускной квалификационной работы

Проблема: Отсутствие учебно-методического пособия по рисунку  затрудняет организацию самостоятельной работы студента.

Цель: Создание учебно-методического пособия по рисунку для самостоятельной работы студента.

Проблема: Каковы композиционные решения при передаче образа Уральской природы?

Цель: Выполнение серии пейзажей «Уральские мотивы».

 Цель исследования - это планируемый результат исследования. Этим результатом может быть новая методика, классификация, программа, новый вариант известной технологии, методическая разработка и др. Формулировка цели начинается с существительного: выявление, обоснование, построение, разработка, создание и т.д.

Задачи исследования - это конкретизированные или более частные цели. Они определяются на основе анализа литературы и опорных позиций (философских и научных идей прошлого и настоящего). Их обычно три-пять (изучение сущности явления; выявление условий и факторов, его определяющих; методика, организация, технология изучаемого и т.д.). При определении задач исходят из состояния науки, нужд практики и собственных возможностей. В формулировке задач могут быть использованы следующие глаголы: определить, осуществить, изучить, освоить, разработать и т.п.

Например:

  1. Проанализировать литературу по ….
  2. Разработать варианты...
  3. Изготовить ….(указать название готового продукта)

Методы исследования. С помощью методов осуществляется сбор информации, анализируются и обрабатываются полученные данные.

Требования к оформлению списка литературы

Список литературы (15-25 наименований, в зависимости от характера работы) - обязательный раздел выпускной квалификационной работы. Он характеризует уровень осведомленности исследователя в историческом и современном состоянии вопроса, над которым работает. В список литературы включаются печатные издания (книги, брошюры, статьи и т.д.). Список литературы - это рабочий документ, а не библиография по теме. Он составляется в соответствии с ГОСТом. Фамилии авторов располагаются в алфавитном порядке. Сначала указываются фамилия, и инициалы автора книги или статьи, а затем название работы, место и год издания. Слово "журнал" не пишется, а ставятся косые линии (//), указывается название журнала без кавычек, затем год и номер. Сборники даются по их названию в алфавитном порядке, указываются редактор, место и год издания. Если место издания Москва - пишут М., а Санкт-Петербург - С.-Пб. Названия других городов не сокращаются.

В тексте дипломной работы необходимо делать ссылки на источники, указанные в списке литературы.

 Требования к оформлению приложений

Приложения - важная часть работы. Их нельзя рассматривать лишь как иллюстрации к выполненному исследованию, так как они должны иметь прямую и глубокую связь с текстом работы. Это могут быть электрические схемы, чертежи, технологические карты т.п. Все материалы, представленные в приложении, обеспечивают доказательность и репрезентативность выполненного исследования. При большом числе однотипных таблиц, повторяющихся рисунков, их также можно вынести в приложение, оставив в тексте лишь основные. Все материалы приложения нумеруются, подписываются в правом верхнем углу листа, (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.), при большом объеме приложений материалы целесообразно сброшюровать в отдельном томе (папке).

В тексте дипломной работы необходимо ссылаться на материал приложений.

Материалы, которые могут входить в приложения

  1. Электронный вариант работы на диске/флеш-карте.
  2. Фотографии, иллюстрации, образцы работ.
  3. Поисковые эскизы.
  4. Планшеты с этапами проектирования.
  5. Фотографии готовых работ.

Рекомендации по подготовке защиты выпускной квалификационной работы

Защита выпускной квалификационной работы – это выступление перед Государственной экзаменационной комиссией для того, чтобы доказать, что студент умеет правильно применять полученные за годы учебы знания, умения и практический опыт.

Как подготовиться к защите выпускной квалификационной работы?

Необходимо текст речи подготовить заблаговременно. Таким образом Вы сможете показать его научному руководителю заранее и избежать ошибок и неточностей на защите ВКР. Также это придаст Вам уверенности, так как Вы будете произносить уже отрепетированную речь.

Доклад студента на защите ВКР не должен длиться более 10 минут. Практика показывает, что при средней скорости чтения, объем доклада должен быть равен примерно 4 страницам (шрифт – Times New Roman, кегль – 14, интервал – 1,5) для того чтобы уложиться в 10 минут. Свое выступление необходимо прорепетировать несколько раз с часами в руках. Однако следует помнить, что для получения отличной оценки лучше рассказывать, а не зачитывать текст.

Для того, чтобы сделать результаты вашей научно-исследовательской работы более наглядными, нужно использовать презентацию к дипломной работе. В ней обычно показаны результаты в виде фото, графиков, таблиц и диаграмм. Но не следует перегружать Ваше выступление большим количеством слайдов, лучше представить не более 12-15. Особенное внимание при оформлении слайдов следует уделить правописанию и орфографии. Ошибки могут испортить впечатление комиссии о Вашей дипломной работе/дипломном проекте. Соблюдайте требования к оформлению презентаций.

Кроме того, можно использовать раздаточный материал. В нем также показаны различные графики, тесты и т.д. Можно оформить экземпляры в скоросшиватели для каждого члена комиссии. По ходу выступления будет уместным обратить внимание членов комиссии на определенную таблицу или график.

Ваше выступление должно иметь четкую структуру. Начать защиту ВКР нужно с объяснения, почему проблема важна и актуальна, какие ученые/художники занимались данной проблемой, почему тема исследования недостаточно изучена. Далее нужно рассказать: при защите дипломной работы -  об объекте, предмете, целях и задачах исследования, при защите дипломного проекта – о целях и задачах. Чтобы сэкономить время доклада, эту информацию удобнее представить в презентации или в раздаточном материале. Обратите внимание, что цели работы должны логически вытекать из проблемы. Задачи ВКР лучше не зачитывать, а представить на слайде.

Далее стоит остановиться на главных элементах работы, показать и объяснить, какие результаты достигнуты в процессе работы. Особое внимание нужно обратить на практическую значимость работы. Если студентом дается определение, то необходимо продублировать его на слайде. Что касается практической части, в ней следует перечислить основные методы, приемы работы, кратко описать процесс  и представить результаты исследования. При выступлении следует учесть замечания рецензента (при их наличии). В конце нужно сделать основные выводы, а также определить, была ли достигнута цель работы.

Говорить нужно внятно, спокойно и достаточно громко. Без необходимости не усложняйте свою речь, т.к. необходимо, чтобы каждый член комиссии легко мог понять вас. При этом необходимо выдерживать баланс между научностью, доступностью и простотой речи.

Следует не забывать, что защищаемая вами ВКР - это совместный труд с научным руководителем. Это значит, что на защите диплома стоит избегать оборотов от первого лица, оптимально придерживаться обезличенной формы, в крайнем случае, использовать местоимения «мы, нами» и т.д.

После вашего выступления, зачитывается отзыв руководителя и рецензия.

Далее члены комиссии будут задавать вопросы. Чтобы не оказаться в непростой ситуации, перечитайте весь текст работы перед защитой и освежите в памяти основные моменты, особое внимание обратите на теоретический материал. К вопросам надо готовиться заранее. Можно заранее составить перечень потенциальных вопросов. Он должен формироваться из собственных вопросов, возникающих в процессе написания диплома (обязательно необходимо сразу их записывать); вопросов, которые возникают у научного руководителя или которые он задает вам; вопросов на предзащите. Можно попросить сокурсников или  знакомых предположить, какие вопросы могут быть заданы по данной теме. То же самое можно проделать самостоятельно. Кроме того, потенциальные вопросы можно посмотреть в учебниках в конце глав, в которых рассматриваются материалы, составляющие тему диплома. Также будет полезно продумать ответы на возможные вопросы с научным руководителем.

Если член комиссии задает вопрос, ни в коем случае не перебивайте, а дослушайте его до конца. Иногда вопросы касаются уточнения определений. Для этого перед защитой ВКР заготовьте шпаргалку с основными понятиями и именами ученых/художников. Для ответов на вопросы по практической части работы пригодится шпаргалка со статистическими данными исследования. Ни в коем случае не бойтесь вопросов на защите ВКР, так как члены комиссии не могут знать всего и вряд ли помнят наизусть точные формулировки и определения. Не бойтесь высказывать своё мнение. Необходимо заранее обсудить с научным руководителем ситуацию, когда вы не знаете ответа на заданный вопрос или суть вопроса непонятна. Оптимальная линия поведения в такой ситуации - ответ, имеющий отношение к теме диплома, но без «воды». Даже если комиссия не согласна с вашей точкой зрения, она будет оценивать не только ее суть, но и то, насколько качественно она была аргументирована. Не отвечать на вопрос или уклоняться от ответа строго не рекомендуется.

Отвечать на вопросы, конечно, трудно, но возможно. Делать это нужно уверенно, с опорой на материалы дипломной работы, преддипломной практики и Вашего личного опыта.

Поймите: члены экзаменационной комиссии не стремятся завалить дипломника, а хотят просто разговорить, понять, как он сам понимает то, о чем написал в своей дипломной работе, как видит применение ее материалов в практической деятельности, какой опыт организации уже имеют на этот счет и т.д.

Также вполне возможно, что члены комиссии не все поняли в дипломной работе по Вашему выступлению и задают вопросы, чтобы уточнить ее отдельные положения. Даже если вопрос вдруг покажется Вам резким или обидным, не показывайте этого комиссии, ведь люди разные и манера общения со студентами у преподавателей также бывает неоднозначна. Ваша задача правильно ответить на вопрос, а не демонстрировать свое настроение.

Поэтому не бойтесь говорить, рассуждать и улыбайтесь членам комиссии, беседуя с ними. Это создаст общую благожелательную атмосферу на защите и представит Вас в выгодном свете как человека коммуникабельного, вполне сведущего, который открыто стремится разговаривать с людьми, умеет изложить свою точку зрения, рассуждать о профессиональных проблемах и т.д. Что еще нужно от современного специалиста?

Следуя вышеизложенным правилам, можно уверенно себя чувствовать, когда подойдет ответственный день. Кстати, не стоит забывать о безупречном внешнем виде и хороших манерах. Будьте уверены в себе, ведь Вы проделали колоссальную работу и вооружились знаниями и умениями. А это – путь к успеху и отличной оценки Вашего труда.

Рекомендации для подготовки электронной презентации

 Электронная презентация, выполненная в среде Microsoft PowerPoint  или ее аналогах — удобный способ преподнести информацию самой разной аудитории.  Основным преимуществом презентации является, очевидно, возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями — программой для просмотра изображений, видеопроигрывателем и т. д. Для проведения успешной презентации, способной завоевать внимание слушателей и произвести на них должное впечатление, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее  озвучить, соблюдая несложные правила поведения при публичном выступлении, а также уделить определенное внимание оформлению слайдов.

Первое, на что необходимо обратить внимание при подготовке – презентация должна сопровождать защитное слово выпускника, а не заменять его полностью!

  1. Используйте самые простые шаблоны. Не нужно сложных узоров и ярких цветов. Используйте простой, желательно белый, фон. Шрифт презентации, соответственно, тоже простой и не экзотичный – чёрный Times New Roman или Tahoma. Очень часто выпускники неправильно выбирают размер шрифта. Не нужно думать, что все слушатели имеют идеальное зрение. Поэтому используйте размер шрифта не менее 24. Соответственно, заголовки делаем ещё большего размера.
  2. Никаких фоновых фотографий – их нужно выносить на отдельные слайды.
  3. На протяжении всей презентации используйте сочетание не больше 2-х цветов. И выдерживайте работу в одном стиле.
  4. Не делайте сложную анимацию. Лучше обойтись вообще без неё. Все выпрыгивания и выскакивания отвлекают от сути презентации.
  5. Заголовки выделяются по цветовой схеме, ставится жирный шрифт и можно подчеркнуть. Остальные фразы в тексте оформляются обычно, НО подчёркиваются или выделяются главные мысли, то есть то, на что хотите обратить внимание. Сильно не увлекайтесь, здесь главное – знать меру.
  6. Текста должно быть мало. На слайдах должны быть фотографии и схемы, а не простыни текста. Совершенно неуместно проговаривать то, что написано на слайде. Текст слайда должен подчёркивать или иллюстрировать ваши слова. Это могут быть какие-то цифры, фактические данные, примеры, которые слишком скучно и долго приводить в речи. Смысл и идея слайда должны быть понятны при первом взгляде на него. Если аудитория переключится на обдумывание значения запутанного слайда, она уже не будет воспринимать вашу речь – то, ради чего все здесь и собрались. Некоторые опытные презентаторы советуют ограничиться пятью словами в строке и пятью строками на каждом слайде. Помните, что слайд – вспомогательное средство во время устного выступления.
  7. Не размещайте на слайдах большие таблицы, схемы и диаграммы. Во-первых, их всё равно не видно, во-вторых, это очень скучно. Если они действительно важны для вашего выступления, поместите их в раздаточный материал и раздайте его каждому члену комиссии (в данном случае экономия бумаги не уместна). По ходу выступления предложите членам комиссии ознакомиться с материалом. При объяснении таблиц необходимо говорить, чему соответствуют строки, а чему – столбцы.
  8. Сделайте гиперссылки для более быстрого возвращения к тем моментам, которые могут заинтересовать членов комиссии и слушателей в аудитории.
  9. Не смотрите на слайды во время презентации. Нужно держать зрительный контакт. И если постоянно оглядываться, это может насторожить членов комиссии – вы не знаете своих слайдов, вы их сами делали?
  10. Постарайтесь самостоятельно переключать слайды. Зачастую люди ставят автопереключение слайдов по времени, чтобы упростить себе работу. Возможно, они даже рассчитывают точное время, чтобы речь совпадала с нужными слайдами. Во время же показа человек начинает нервничать, сбиваться с заученного текста или же говорить быстрее. В итоге речь перестаёт соответствовать информации на экране целиком и полностью. Возникает необходимость вернуть несколько слайдов назад, что окончательно заваливает показ. Оценка же вашей работы будет соответствующая. Решить проблему переключения слайдов можно следующими способами: 1) переключать самому (самый надёжный), заранее разберитесь, какими клавишами пульта переключаются слайды; 2) договориться с товарищем: пусть он в определённых местах (отметьте их заранее в тексте защитного слова) вашей речи переключает слайды. Если же заранее с ним поговорить не получается, то переключить слайд можно по «условным» сигналам, например «...а на следующем слайде мы видим...», «Следующий слайд, пожалуйста». К сожалению многие во время защиты диплома при задержке смены слайдов либо многозначительно смотрят на помощника, либо всячески подмигивают и машут руками, не произнося при этом ни единого звука. Это приводит к задержке в смене слайдов, что снижает качество презентации. Вывод — Не бойтесь разговаривать!
  11. При правильном планировании презентации сначала должен отображаться новый слайд и аудитории даётся какое-то время на то, чтобы прочитать и усвоить информацию, а затем следуют комментарии докладчика, уточняющие и дополняющие показанное на экране.
  12. Внимание членов комиссии должно быть большей частью сконцентрировано на вас, а не на презентации. Они должны иногда поглядывать на слайды, но вы всегда должны управлять их вниманием, держать зрительный контакт, отсылать к нужной информации на слайде или к нужной странице в раздаточном материале. Не бойтесь общаться с членами ГАК! Они не кусаются и, что самое главное, искренне интересуются темой вашей работы и результатами, полученными в ходе проведённого исследования.
  13. Отредактируйте презентацию перед выступлением. Иногда выпускники не обращают должного внимания на грамотность оформления слайдов. В них не должно быть опечаток, ошибок в написании основных терминов и т. д. Безграмотное оформление слайдов значительно снижает ваши шансы на отличную оценку. К тому же лингвисту-переводчику это совсем непростительно, ведь мы работаем с языком.
  14. Внимательно продумайте каждый слайд. Прежде чем составить слайд ответьте на следующие вопросы: как идея этого слайда раскрывает основную идею всей презентации? Что будет на слайде? Что будет говориться? Как будет сделан переход к следующему слайду? Поэтому рекомендуем делать презентацию параллельно с текстом защитного слова.
  15. Презентация выпускной квалификационной работы должна быть краткой, красочной, показывать только сущность работы.

Содержание отзыва руководителя выпускной квалификационной работы

 

Отзыв руководителя должен включать в себя:

  • заключение о соответствии структуры представленной работы виду дипломной работы/ дипломного проекта;
  • анализ полноты разработанности всех частей дипломной работы (ВНИМАНИЕ: в дипломной работе – теоретическая часть и практическая часть; в дипломном проекте – пояснительная записка и практическая часть в виде готового изделия, пособия и т.д.);
  • оценку эффективности использования выбранных методов исследования, приемов работы;
  • анализ реализации поставленных задач и намеченной цели;
  • заключение о степени самостоятельности деятельности студента в процессе работы над дипломной работой/дипломным проектом;
  • оценку формирования общих и профессиональных компетенций выпускника в ходе выполнения дипломной работы/дипломного проекта;
  • оценку практической ценности полученных результатов и возможности их дальнейшего использования;
  • рекомендация к защите ВКР.

 

Оценка уровня сформированности общих  компетенций студента в процессе выполнения ВКР

Уровни сформированности общих компетенций  определяются с учетом следующих показателей:
-          повышение уровня субъектности: от ситуативного верного воспроизведения нормы (образца) до конструирования деятельности в ситуации неопределенности;
-          повышение уровня интеграции: от отдельных законченных действий через сложносоставную деятельность к соорганизации ресурсов различных типов для успешной деятельности в конкретных ситуациях.

 

Общие компетенции Уровни
ОК.01

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

4, 3, 2, 1
ОК.02
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
4, 3, 2, 1
ОК.03

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

4, 3, 2, 1
ОК.04

Осуществлять поиски использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

4, 3, 2, 1
ОК.05 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 4, 3, 2, 1
ОК.06 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и  социальными партнерами по вопросам организации музыкального образования 4, 3, 2, 1
ОК.07 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса 4, 3, 2, 1
ОК.08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации 4, 3, 2, 1
ОК.09 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий 4, 3, 2, 1
ОК.10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей 4, 3, 2, 1
ОК.11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм 4, 3, 2, 1

Содержание рецензии на выпускную квалификационную работу

Рецензия должна включать:

  • заключение о соответствии содержания дипломной работы/дипломного проекта заявленной теме;
  • оценку качества выполнения каждого раздела дипломной работы/ дипломного проекта; (ВНИМАНИЕ: в дипломной работе – теоретическая часть и практическая часть; в дипломном проекте – пояснительная записка и практическая часть в виде готового изделия, пособия и т.д.);
  • оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;
  • степень практической значимости ВКР;
  • готовность студента к выполнению профессиональной деятельности;
  • оценку дипломной работы/ дипломного проекта.