Перейти к содержимому

Алгоритмы действий по девиантному поведению

Факторы защиты подростка от употребления психоактивных веществ. Как и причины употребления психоактивных веществ, факторы защиты должны включать несколько уровней: информационный, личностный, семейный, социальное окружение подростка. Обсудим их подробнее.

Картинки по запросу девиантному поведению
1. Правдивая информация о губительных последствиях психоактивных веществ. Дети нуждаются в честной информации о средствах, вызывающих зависимость, об их действии на тело и психику подростка, о последствиях их употребления. Надо понимать, что молодых людей плохо убеждают слова о далеком будущем: например, ухудшении состояния здоровья или ранней смерти. Информация, имеющая актуальное значение, будет иметь большее воздействие. Запугивание последствиями может, наоборот, вызвать интерес. Очень важно удержаться от морализаторства, «чтения лекций» о вреде. В отборе информации необходимо пользоваться принципом «Информация не должна вызывать любопытства». Поэтому полезным будет совместное обсуждение с ребенком причин, подталкивающих человека к пробованию наркотических средств, алкоголя, последствий таких действий. Например, если нельзя избегать разговоров о том удовольствии, которое получает человек, употребляющий алкоголь, наркотики, то должна быть показана и цена за это удовольствие. Важно проговорить, что удовольствие человек получает и от чего-то другого: от общения, дружбы, работы, спорта и т.д.
2. Устойчивые защитные качества личности. Адекватная самооценка, навыки справляться со стрессом и развитый самоконтроль, навыки самоанализа, навыки решения проблем, умение выстраивать контакты со сверстниками, навыки отказа и критическое мышление позволят вовремя проанализировать предложение и отказаться.
3. Психологическая грамотность и навыки, позволяющие конструктивно и своевременно разрешать проблемы и конфликты. Если проблемы и конфликты, которые вполне естественно возникают в жизни каждого человека, не будут вовремя разрешаться, то неблагополучное психологическое состояние может накапливаться, приводя к серьезному психоэмоциональному напряжению. В таком случае желание разрядки может привести к употреблению наркотических веществ. Способность вовремя увидеть свои трудности, осознавать свое эмоциональное состояние и находить конструктивный выход неприятным чувствам позволить не обратиться к употреблению психоактивных веществ с целью «снятия напряжения».
4. Здоровые взаимоотношения в семье. Доверие, принятие, поддержка – это то, что дает каждому члену семьи опору и возможность устоять в сложных жизненных ситуациях. Эмоционально теплое общение с ребенком дает ему ощутить поддержку, когда это необходимо. Для этого родителям нужно осознавать и проговаривать свои чувства, интересоваться у ребенка о том, что он чувствует. Важно чаще говорить ребенку, что его любят, не заменять слова и ласку на подарки. С подростком важно заключить договор, включающий определенные правила. Условиям договора необходимо четко следовать, время от времени его пересматривать и обсуждать со своим ребенком. Умение родителей конструктивно разрешать конфликты, без которых не бывает семейной жизни, позволят ребенку самостоятельно решать конфликты со сверстниками безопасным способом.
5. Общие интересные занятия и увлечения членов семьи. Влияния сверстников все равно не избежать, но если в дружной семье есть интересное общение и общие цели, ее ценности перевесят деструктивные ценности уличного окружения. Более того: мнение семьи влияет на выбор друзей не по принуждению, а как авторитетный «внутренний судья».
6. Однозначное и четко выраженное отрицательное отношение к наркотикам, алкоголю, табаку со стороны членов семьи. Это мнение должно проявляться в каждом случае, когда заходит речь об употреблении психоактивных веществ и косвенно при обсуждении жизненных ситуаций, фильмов и т.д. Вряд ли помогут специальные нотации. Это мнение должно выражаться прямо по случаю и подразумеваться во всей линии поведения членов семьи. Родителям важно проанализировать свой образ жизни: каким здоровым привычкам они могут научить своего ребенка.
7. Заинтересованная занятость подростка. Спорт, хобби, общение по интересам и т.п. Если подросток занимается интересным делом, в этом чувствует себя успешным и достигает определенных результатов, он повышает самооценку и у него появляется уверенность в себе. Этот фактор делает ненужным прием наркотиков или алкоголя, чтобы компенсировать тревожность, неуверенность или уход от проблем. К тому же заинтересованный, движущийся к определенным целям человек не страдает скукой и не защищается от нее опьянением.
8. Внимание к окружению подростка. Личное знакомство с друзьями, знание условий их жизни, интересов, событий – важное условие предупреждения употребления психоактивных веществ подростками. Конечно, это довольно сложно осуществить, не нарушая естественного стремления подростка к самостоятельности. Знание обстоятельств его личной жизни возможно только при условии взаимного доверия членов семьи. Высказывания в адрес приятелей, употребляющих наркотики, не должны быть унижающими их личность, но мнение об их действиях должны быть категоричными. Лучше всего, если друзья, употребляющие наркотики, будут под любым предлогом удалены из круга общения подростка: слишком велика вероятность «заражения» наркозависимостью. В доверительной беседе можно обсудить с ребенком возможность опасных предложений от сверстников, более старших людей и взрослых; договориться, что он не будет наказан за правду, и действиях родителей в случае серьезной опасности (помощь учителей, полиции или других родителей). Надо понимать, что в возрасте 13 лет дети подвергаются давлению со стороны сверстников. Чаще всего дети не хотят пробовать алкоголь, наркотик, табак. Но, опасаясь изгнания из группы, насмешек над собой, презрения приятелей, отношения к себе, как к «трусу, слабаку, предателю», вынуждены соглашаться на опасные эксперименты. Можно в домашних условиях с подростком провести мини-тренинг тактики поведения в случаях, когда его принуждают сверстники, заставляют, угрожают, уговаривают сделать то, чего Ваш ребенок не хочет. Необходимо научить ребенка, ЧТО говорить и КАК говорить в ситуации предложения.
Как помочь ребенку отказаться от опасных предложений. Чтобы помочь своему подростку отказаться от употребления психоактивных веществ, попробуйте предпринять следующие действия.
1. Спросите ребенка, как бы он отказался, если ему предложат поучаствовать в выпивке, курении, пробовании наркотиков, или в чем-то ином.
2. Помогите ребенку сформулировать фразы способов отказа от предложения. Пусть ребенок выберет те способы, которые ему нравятся. Предложите всем членам семьи проиграть эти способы Можно устроить семейный «мозговой штурм» и придумать множество способов поведения и отказа, а можно воспользоваться универсальным алгоритмом отказа, состоящим из 5 шагов:
Шаг 1. Выслушать другого (его просьбу, предложение) спокойно, доброжелательно.
Шаг 2. Попросить разъяснения, если что-то неясно. Например, «Что ты имеешь в виду? Или перефразировать: «То есть ты хочешь, чтобы я…»
Шаг 3. Оставаться спокойным, сказать нет.
Шаг 4. Объяснить, почему ты говоришь нет. Данный шаг нужен в ситуации, когда человек находится «в равных весовых категориях», в разговоре с человеком «один на один», который хорошо знаком. Если это малознакомый человек или есть ощущение, что он пытается оказать давление, или разговаривают несколько людей, объяснять причины отказа не следует.
Шаг 5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений. Бывает, что после отказа собеседник пытается манипулировать, вызывать чувство вины, важно остаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы.
Ниже приводятся примеры способов отказа на предложение:
Фразы предложения Способ отказа Фразы отказа
Не хочешь ли? Категоричный отказ «Нет! Спасибо»
Есть немного… Хочешь попробовать? Объяснение причин отказа (причины могут быть только правдивые) Нет, спасибо, не употребляю.
Мои родители меня вычислят.
Мой тренер проверяет нас.
Я должен встретиться с педагогом после школы
Хочешь?
Попробуй! Повторение фразы несколько раз («испорченная пластинка») Нет, спасибо!
Нет, спасибо! И т.д.
Скучно, пойдем развлечемся Изменение темы разговора Я слышал, этот новый фильм такой смешной. Пойдем, посмотрим
Хочешь попробовать кое-что? Избегание провоцирующей ситуации Скажи: «Нет!» и уйди, пока еще это говорят.
Избегание мест, где возможно употребление алкоголя, наркотиков
Эй! Хочешь пиво? Игнорирование предложения Молчи и не обращай внимание
Давай! Ты что не веришь другу? Изменение инициативы Если бы ты был настоящим другом, то не просил бы меня делать то, что обернется неприятностями

3. Предложите ребенку самому проиграть варианты несколько раз. Поддерживайте и воодушевляйте его во время «репетиции». Хвалите: «У тебя отлично получается. Я очень рад(а). Я уверен(а), что ты можешь отказаться». Опишите ему, что в его позе, выражении лица, интонациях делает его отказ особенно убедительным. Важно, чтобы выбранные способы были не агрессивными и не провоцировали агрессию сверстников. Например, фраза «курят только дураки» вызовет агрессивную реакцию группы. Лучше употреблять такие фразы: «Многие курят, и им это нравится. Мне не нравится».
4. Обсудите, какими качествами должен обладать человек, чтобы убедительно и уверенно отказываться от таких предложений. Например, уверенным, спокойным, серьезным… Что значит и как нужно вести себя, чтобы выглядеть – уверенным, спокойным, серьезным? Например, быть спокойным – это значит стоять расслабленно, «не дергаясь». Каждое качество уточняйте до тех пор, пока ребенок не назовет то, что зависит от него самого. И то, что он реально может сделать сам. Потренируйте ребенка в уверенном, спокойном и аргументированном отказе. Навык уверенного отказа принесет ребенку безусловную пользу в ситуациях любого давления и принуждения и наверняка пригодится в его дальнейшей жизни.
5. Полезно спрашивать ребенка, что он знает о табаке, алкоголе и других веществах, опасных и вредных для людей. Можно узнать, есть ли у Вашего ребенка и его приятелей так называемые мифы (искажения), в которые дети верят и могут ими руководствоваться в поведении. Поговорите с ребенком о них. Чтобы компетентно разговаривать с ребенком на эту тему, важно самому быть информированным и иметь свою позицию. Например, в разговоре об алкоголе можно использовать следующую информацию.
Что делать, если вы стали замечать настораживающие изменения в поведении своего ребенка. Обнаружив признаки употребления психоактивных веществ, постарайтесь как можно быстрее принять активные меры. Тактика поведения родителей при обнаружении у подростка признаков употребления психактивных веществ (табака, алкоголя, курительных смесей, наркотических веществ и т.д.) заключается в следующем.
1. Никакой паники и драматизации, оставайтесь спокойными. Помните, что страх и паника – плохие советчики. Криком на ребенка, битьем, угрозами ничего не добиться. Найти решение ситуации возможно, если отношение к ней будет обдуманное и спокойное.
2. Проанализируйте ситуацию, опираясь на свои наблюдения. Не сообщайте случайным людям о подозрении. Наблюдения, например, можно выстроить по поведенческим критериям, приведенным ниже.
• Частые отлучки из дома. Регулярные опоздания домой, нарушение ночного режима, привычка незаметно выскальзывать из своей комнаты без предупреждения. Неспособность определить даже приблизительно время своего отсутствия. Привычка подолгу отсиживаться в своей комнате. Частые отлучки из дома на короткое время
• Исполнение домашних обязанностей. Домашние обязанности больше не выполняются. Дети забывают или отказываются принимать участие в домашних праздниках.
• Общение со сверстниками. Дети устраивают частые короткие прогулки с друзьями, но не считают нужным знакомить родителей со своими друзьями, не приглашают друзей в гости, ведут странные телефонные разговоры.
• Популярность. Ваши дети могут неожиданно стать очень популярными. Чрезмерная хвастливость и нарочитая демонстрация сексуальной активности.
• Изменения вкусовых пристрастий. Вас должны насторожить неожиданный рост аппетита, страстная потребность в сладком или, наоборот, неожиданная потеря аппетита, прогрессирующая потеря интереса к еде и приему пищи.
• Нарушение режима сна. Сон приобретает рассеянный характер. Подростки часто спят днем и бодрствуют ночью.
• Речь. Использование нарочито бранной речи, обильное использование сленговых оборотов и наркотических терминов, непонятных взрослым. В числе новых знакомых преобладают подростки, изъясняющиеся грубым и лексически убогим языком.
• Личная комната ребенка. В спальне холодно даже зимой. Комната часто проветривается. Признаки постоянного использования благовонного воскурения, освежителей воздуха, освежителей дыхания, духов и одеколона. Старается не впускать никого к себе в комнату. Один из ящиков стола постоянно заперт.
• Антиобщественные и противоправные действия: воровство; утаивание; кражи и распродажи домашнего имущества; постоянное утаивание личного имущества; из дома пропадают лекарства и алкоголь; личные вещи отдают друзьям; вымогаются деньги.
Можно приучить себя фиксировать наблюдения за меняющимся поведением ребенка. Тогда ваши выводы о том, все ли в порядке и есть ли повод для особого беспокойства, приобретут системность и обоснованность. Если большинство критериев касаются Вашего ребенка, возможно, это говорит о неоднократном обращении подростка к алкоголю, наркотическим веществам или другим психоактивным веществам. Однако надо понимать, что проблема может быть и иная, но в любом случае, – это повод серьезно задуматься. Не спешите с категоричными выводами. Бывали случаи, что первое знакомство с наркотиками становилось последним. Постарайтесь определиться, сумеете ли самостоятельно справиться с ситуацией или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.
3. Сохраняйте доверие к ребенку. Ищите возможность побеседовать с подростком, не застревайте на деталях, удерживайтесь в рамках обсуждения того, что вы наблюдали. Нормальное общение – это возможность и сказать, и быть услышанным. В разговоре с подростком ваша задача – дать понять ребенку, что вы наблюдательны, много знаете о признаках злоупотребления и вас не провести. Дать понять, что вам не все равно, что вы испытываете определенные чувства и можете говорить о них. Вы имеете право просить объяснений о ситуации, вызвавшей ваши подозрения. Объясните опасность употребления психоактивных веществ. Вы можете просить изменить поведение. Но вы должны признать, что контролировать поведение подростка вы не можете и поэтому рассчитываете, что он сделает выводы сам и примет правильное решение. Самое важное, не потерять контакт с ребенком. Критикуя его поведение, не обращайтесь к личности. Недопустимо давать ему повод обидеться и хлопнуть дверью.
4. Изучите тему как можно подробнее. Если Ваши подозрения подтвердились, честно признайтесь себе, что такая проблема есть. Результаты наблюдений можно обсудить на семейном совете. Опирайтесь на свои наблюдения. Старайтесь не использовать чьи-либо рассказы о ребенке.
5. Не критикуйте, не угрожайте и не ведите нравоучительных бесед. Ваш подросток может обещать, что его поведение изменится, на самом деле, он их просто не слушает или делает вид, что слушает, но не слышит. Информация, которую вы хотите донести, должна быть краткая, четкая и понятная. Если что-то пообещали, доведите сказанное до конца.
6. Измените свое отношение к ребенку. Ваш ребенок – уже взрослый человек, который еще не научился ответственному отношению к самому себе и своей жизни. И отношение к нему теперь должно быть как ко взрослому. Позвольте ребенку исправлять свои ошибки самостоятельно. Заглаживая ошибки своего подростка, родители усиливают его склонность к продолжению своих действий. Ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, соответственно, не берет на себя ответственности.
7. Не откладывайте обращение за поддержкой к специалистам в области решения проблем профилактики употребления психоактивных веществ — к наркологу и психологу, в подобной ситуации упущенное время ведет к точке невозврата.
8. Восстановите полное доверие к ребенку после того, как он изменит свое поведение. Прекратите обсуждать проблему употребления психоактивных веществ. Установите разумные границы контроля. Определите особенности семейного взаимодействия, которые способствовали такому поведению подростка. Обратитесь за помощью к семейному психологу или психотерапевту.

Как выстроить разговор с подростком, замеченном в употреблении алкоголя, наркотиков, решать каждому родителю самостоятельно, потому что только он по-настоящему знает своего ребенка. Мы можем только предложить приблизительную последовательность этапов этого разговора, которые помогут более структурировано выстроить диалог.
1. Прояснение ситуации. Расскажите подростку, какие изменения в его поведении вы наблюдали в последнее время. В ваших словах должны присутствовать только факты. и ваши искренние чувства.
Например: «Коля, я видела, что ты куришь. Классный руководитель сообщила мне, что ты пропустил несколько уроков и не общаешься с одноклассниками. Я слышу, что тебе звонят ребята, с которыми я не знакома, они не учатся в твоем классе. Мы стали часто ссориться. Ты перестал разговаривать со мной».
2. Проговаривание чувств и мыслей родителя.
Например: «Я встревожен(а) и огорчен(а), боюсь за тебя… Я предполагаю (думаю, догадываюсь), что это может быть связано с приемом наркотиков. Что ты об этом думаешь?».
3. Выслушивание точки зрения подростка. Дайте подростку возможность подтвердить или опровергнуть ваши мысли. Вы уже знаете, что неудачно сказанное слово может вызвать вспышку возмущения. Поэтому проявляйте осторожность и терпение в разговоре. Если молчит – держите паузу. Минуты через три можете напомнить, что вы ждете: «Я вижу, что ты молчишь, а мне хотелось бы услышать твое мнение по этому поводу». Подросток может говорить открыто, если чувствует, что вы на его стороне.
4. Проговаривание чувств и мыслей подростка о ситуации. Уточните то, что сказал подросток: «Если я правильно тебя поняла, то ты считаешь…». Оставайтесь спокойны и рассудительны, независимо от реакции подростка на ваши слова. Если ребенок кричит, возмущается, обвиняет вас, возможно, это попытка перевести разговор на привычный способ. Примерьте на себя его чувства и назовите то чувство, которое испытывает подросток: «Ты сейчас разозлился (расстроился, испугался, огорчился)» и стимулируйте подростка на откровенный разговор. Если подросток молчит, скажите ему: «Я понимаю, что это раздражает тебя и подрывает мое доверие к тебе. Тем не менее, я хочу прояснить ситуацию». Общий смысл фразы можно повторить несколько раз. Можно продолжить так: «Твое поведение изменилось. Я это вижу и хочу прояснить, с чем это связано.» Если подозрение об употреблении наркотиков подтвердилось, попросите объяснить подробнее: какие наркотики, как долго, как часто, какие причины предшествовали. Если поведение подростка изменилось по другой причине, принесите извинения за подозрение и пошатнувшееся доверие, а дальше проясните подробнее, что стало причиной изменения поведения.
5. Обсуждение условий соглашения.
Подросток рассказал, что происходит, объяснил возможные причины. Если вы даже не поверили, все равно нет смысла искать истину. Задача родителя попросить как можно быстрее решить свою проблему, последствия которой выглядят как употребление наркотиков, предложить свою помощь в решении проблемы:
Например: «Спасибо за прояснение ситуации. Однако я предпочитаю, чтобы ты изменил свое поведение: вставал утром без напоминаний, исправил оценки по двум предметам, познакомил меня с друзьями, хотя понимаю, что не могу тебя заставить» (отказ от контроля за поведением подростка передает контроль самому подростку и повышает его ответственность). «Чем я могу тебе помочь? Что я могу сделать для тебя?»
Если ребенок признает, что это поведение связано с наркотиками, то важно выяснить, что это: стадия эксперимента или регулярное употребление. От этого зависит дальнейшая тактика поведения родителя. На стадии экспериментирования чаще достаточно прояснения причин и коррекция поведения с психологом, для того чтобы пресечь дальнейшие пробы. На стадии регулярного употребления необходимо обращение к врачу.
Если ребенок молчит по-прежнему, то продолжайте свое дальнейшее сообщение в виде монолога: «Ты молчишь. Я продолжаю думать, что твоя сонливость днем, бессонница ночью, прогулы и снизившаяся успеваемость, частое общение с новыми друзьями могут быть связаны с употреблением наркотиков. И какие бы причины этого ни были, я прошу тебя ликвидировать их. Это значит, что теперь я предпочитаю, чтобы ты спал ночью, утром вставал без моих напоминаний, познакомил меня со своими новыми друзьями и приходил домой в восемь (девять, полдесятого) вечера. Я собираюсь контролировать тебя, хотя я очень хочу, чтобы твое поведение изменилось. И я верю, что ты примешь для себя правильное решение».
6. Обсуждение последствий нарушения договоренности.
Спросите у подростка, какие последствия для него могут быть, если он нарушает принятые договоренности. Сообщите ребенку, что вы предпримете, если требования (договоренности) не будут соблюдены. Ребенок должен быть предупрежден о возможных ваших действиях. Выберите для своего возможного поведения значимые для ребенка меры.
7. Укрепление доверительных отношений.
Разговор с подростком важно закончить позитивным настроем и подтверждением, родители его любят, ему верят. Подростку важно чувствовать поддержку своих родителей.
Например: «Я доверяю тебе. Я верю, что ты примешь правильное решение. Я рада, что мы поговорили. Я рада, что ты меня выслушал».

Компьютер
Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить риск возникновения компьютерной зависимости и относится к компьютеру как к помощнику.
1. Грамотная организация взаимодействия ребенка с компьютером. Вместе с подростком необходимо обсудить время пребывания в виртуальной реальности, а далее четко придерживаться достигнутых договоренностей. Лучше, если подросток будет играть на компьютере или «висеть» в интернете не более одного часа в сутки. В процессе обсуждения можно изложить последствия чрезмерного общения с компьютером. Важно, чтобы ребенок понимал, что компьютер – это лишь часть нашей жизни. Как только родители замечают чрезмерное увлечение компьютером, с подростком необходимо договориться о допустимых ограничениях.
2. Альтернативная деятельность. Ребенка необходимо вовлекать в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции, клубы подросткового общения, спорт, творчество — существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера.
3. Созидательное творчество в сфере информационных технологий. Переориентирование увлечения подростка в сферу созидания, а не разрушения: например, занятия по программированию, компьютерной графике, цифровой фотографии. В такой ситуации у подростка расширится представление о возможностях компьютера, он перестанет быть только развлечением.
4. Сохранение доверительных отношений с ребенком. Родители должны интересоваться, в какие игры играют их дети, на каких сайтах бывают, сколько времени общаются в социальных сетях. Однако тотальный контроль только спровоцирует подростковый протест. Поэтому чтобы уметь обсуждать с ребенком эту тему, надо самим поиграть в те игры, в которые играет ребенок, а в процессе игры обсуждать возникающие родительские опасения.
5. Поддержка общения ребенка со сверстниками в реальной жизни. Подростку необходимо давать возможность общаться со своими сверстниками: дома, в гостях, в подростковых клубах. Важно, чтобы родитель был знаком с этим кругом общения и имел все контактные данные. Необходимо чаще разговаривать о дружбе, настоящих друзьях, помогать ребенку развивать навыки общения. Такие навыки хорошо тренировать на психологических занятиях, например, в школе или в специальных психологических центрах.
Конфликт в школе. Как это не печально, но неразрешенные конфликты и невыраженные неприятные чувства в семье (страх, тревога, обида, гнев и т.д.) переносятся подростком в микросоциум – в школу. И тогда дети совершают серьезные ошибки, обижают других и даже нарушают закон.
Конфликт с социумом начинается со школьных конфликтов со сверстниками, педагогами. В школе объединяются дети и подростки с разным положением, личностными особенностями и воспитанием. Школа – это отражение реальной ситуации в социуме, все, что происходит в нем, отражается на отношениях между детьми в школе, поэтому конфликты неизбежны. Однако если взрослые люди могут отказаться от взаимодействия с людьми, с которыми возникают конфликтные отношения, то дети, находясь в школе, вынуждены находиться рядом. В этом случае, часто против их желания, у детей и подростков появляется психоэмоциональное напряжение, которое не замечают педагоги и родители. К сожалению, часто начало школьного конфликта скрыто от взрослых. «Последней каплей» может оказаться совсем незначительный факт, когда подросток «срывается», и эта чаще та ситуация, на которую реагируют взрослые. Именно ее большинство взрослых и считают началом и причиной конфликта. Но решение последней ситуации не будет результативным, если его участники не обсудят и другие вопросы, связанные с предысторией конфликта. В отличие от криминального конфликта или конфликта в бизнесе, участники конфликта в школе будут продолжать встречаться в одном классе или в одной школе, независимо от их желания. Поэтому для школьников будет важно не только решение конкретной ситуации, но и избежание повторения подобного в будущем, нормализация отношений, изменение отношений к нему у других ребят.
Другой важный аспект школьного конфликта – обесценивание взрослыми значимости подростковых конфликтных ситуаций. Привычные фразы, которые можно услышать от родителей: «Не бери в голову…», «Не думай об этом…», «Не обращай внимания…», «Сдай сдачи, если не понимает слов…», «Сегодня поссорились, завтра помиритесь» и т.д., вызывают у подростка нежелание обращаться за помощью к взрослым. Тем не менее некоторые ситуации, которые взрослым кажутся незначительными, травмируют подростков на годы, влияют на характер и будущее поведение в жизни.
Третий аспект – длительность и эскалация конфликтов. Конфликты могут тянуться годами (особенно между девочками), причины которых никто не помнит (часто это сплетни, обиды, борьба за внимание противоположного пола). Затянувшиеся конфликты между мальчиками часто заканчиваются телесными повреждениями, которые автоматически становятся причиной постановки на учет в полицию.
Четвертый важный аспект школьного конфликта – активное включение социума в конфликт подростков. Подростки, представители сторон конфликта, начинают подключаться к прояснению отношений, тем самым количество участников конфликта увеличивается. Бывают, что девочки не просто не разговаривают, а каждая собирает вокруг себя группу поддержки, а дальше в социальных сетях и на уроках выясняют отношения, усиливая эмоциональное напряжение друг друга. Возможна и такая ситуация: сверстники занимают позицию наблюдателей: с интересом наблюдают за разыгрывающимся действием, как за спектаклем (и тогда это могут быть назначенные поединки со зрителями). Бывает так, что вовремя неразрешенный конфликт, как пожар, захватывает и подростков из других классов.
И наконец, неразрешенные конфликты подросткового возраста имеют последствия для личности. Взрослые сами могут вспомнить свои школьные ситуации, которые не пережиты до сих пор, несмотря на прошедшие годы. Чувство несправедливости их не оставляет, хотя сама ситуация кажется пустяковой. Например, в ситуации отвержения подростками сверстника каждый «выпад» одноклассников в его сторону кажется незначительным и внешне выглядит игрой, шуткой, но изгою страшны их ежедневное постоянство и ощущение неизбежности.
Если ребенка обидели, не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога, в крайнем случае, разговаривать с родителями обидчика, но не с ребенком. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. В этой ситуации задача родителя – оказать поддержку и помочь ребенку найти способы разрешения конфликта.
Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются повторяющиеся издевательства и травля ребенка со стороны сверстников. В психологической литературе такое явление называется буллинг. И это одна из проблем школы, которую обсуждают крайне мало.
Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим. В целом, все проявления буллинга можно объединить в две большие группы: связанные преимущественно с активными формами унижения и связанные с сознательной изоляцией пострадавших.
К сожалению, буллинг в той или иной степени присутствует во многих образовательных учреждениях. Бывает, что в школе травля одного ребенка другими детьми становится очевидной, и ее замечают все, однако взрослые стараются не вмешиваться, не придавая значения происходящему. Часто можно слышать такие фразы: «сам виноват», «неадекватный», «не может за себя постоять» и т.д. Важно понимать, что причина буллинга – не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе. В такой ситуации, когда ребенок, которого травят, уходит из класса или школы, на его месте скоро оказывается следующая жертва.
На разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга разные дети реагируют по-разному. Предполагается, что гармоничные личности с хорошей зрелой, развитой «Я-концепцией» (адекватная самооценка, адекватная самодостаточность, адекватная самоуверенность), низким уровнем тревожности, умеющие брать ответственность за происходящее и умеющие доверять другим людям, более эффективно справляются с возникающими на их пути проблемами. На самом деле жертвой травли может стать любой ребенок, который отличается от других особенностями внешности или характера, национальности. Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и тех, у кого нет друзей в коллективе. В подростковом возрасте в силу незавершенности формирования личности на положительное совладающее поведение требуется значительно больше энергетических затрат, усилий и самоконтроля, чем у взрослых. Травля крайне травматична для детей-жертв, а ее последствия тяжело переживаются много лет, а в некоторых случаях могут быть трагичными.
Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. Сделайте все, чтобы защитить своего ребенка! В первую очередь оградите его от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками - не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психологическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс или школу. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.
Предупредить буллинг в школе – задача непростая. По словам Алексеевой И.А., менее всего буллинг распространен в школах, где взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов насилия. В которых есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать и оскорблять других. И эти правила не только на словах декларируются – им следуют и учителя, и ученики. То есть учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их. В такой среде конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих», толерантная позиция принятия всех детей выражается в том, что взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно.
Если Ваш подросток совершил правонарушение.
1. Обсудите с подростком, что произошло. Попросите его рассказать, как он представляет ситуацию, при этом воздержитесь от критики, обвинений и риторических вопросов. Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи или драки лежит другая причина. Например, у Вашего ребенка требуют долг или он заступился за друга.
2. Помогите подростку осознать, что он чувствует в настоящий момент, что чувствовал в ситуации правонарушения. Обсудите, какое состояние может быть у пострадавшего.
3. Попробуйте вместе с ребенком найти выход из ситуации. Это должно быть совместное решение, а не приказ.
4. Обсудите с подростком, что он может сделать для пострадавшего, чтобы попробовать загладить нанесенный вред. Не пытайтесь решить за него проблему. Дайте ему возможность осознать последствия своих действий.
5. Когда подросток проговорит свои предложения по изменению ситуации, предложите свою помощь в исправлении содеянного.
В такой ситуации подросток может переживать разные чувства: гнев, страх, обиду, несправедливость, вину, стыд… Важно помочь ему эти чувства проговорить, тогда найти способ решения конфликта будет значительно легче. Скорее всего, ему очень хочется избежать наказания, поэтому принято думать, что он будет изворачиваться и юлить. Однако если подросток чувствует, что его слышат, что к нему серьезно относятся, не обвиняют и не критикуют, он, как правило, перестает защищаться и начинает обсуждать возможные пути исправления содеянного. Нужно учитывать, что для подростка крайне важно, чтобы он остался принятым в социуме; был услышанным и смог донести до другой стороны свое мнение, свою позицию. Лорейн Стутсман Амстутс и Ховард Зер определяют процесс признания ответственности за свой поступок так: «Процесс исцеления для правонарушителя имеет несколько стадий. Сначала правонарушитель проходит стадию отрицания. На этом этапе находится много оправданий, а факт совершения преступления или признается частично, или отрицается вовсе. На второй стадии правонарушители испытывают угрызения совести. Они начинают осознавать, что причинили зло. Тем не менее, приводят оправдания своих поступков с комментариями: «Да, но…». Нависшее над ними обвинение может усилить чувство сожаления. На этой стадии правонарушители в состоянии признать свои поступки, но все настаивают на обстоятельствах, которые «привели» их на этот путь. Правонарушители ищут «быстрого решения», чтобы поскорее забыть происшествие. Третья стадия называется раскаяние. Именно тогда правонарушители серьезно рассматривают свое поведение и добровольно берут всю ответственность за содеянное без всяких оправданий. На этой стадии правонарушители испытывают собственную боль, так как осознают, какую боль причинили другому человеку. Им необходимо не только выплатить компенсацию, им также необходима помощь, чтобы изменить свое поведение, чего бы им это не стоило. Настоящее раскаяние происходит тогда, когда правонарушители предпринимают какие-то шаги, чтобы показать свою готовность измениться. На четвертой стадии возникает искреннее желание попросить прощения. Хотя правонарушители могут почувствовать облегчение, выразив свое сожаление на стадии угрызений совести, на четвертой стадии у них возникает желание попросить прощение без всяких оговорок. Правонарушители признают свое преступление и хотят выразить сожаление тому, кому они причинили вред».
Действия родителей в предупреждении суицидального поведения.
1. Вовремя реагируйте на изменения в поведении своего ребёнка, «плохое» поведение ребенка – сигнал о том, что ему плохо или он с чем-то не справляется.
2. Выстраиваете взаимоотношения с ребенком на доверительной основе, избегайте эмоционального, физического насилия.
3. Будьте готовы выслушать ребенка не только о его успехах, но и его трудностях, проблемах и связанным с этим неприятных чувствах (злость, страх, вина..), при этом будьте готовы, что ребенок может не захотеть с вами разговаривать, когда хочется вам. Внимательно относитесь к высказываниям, которые сами произносите. Ниже приводится таблица, которая поможет Вам проанализировать, что можно, а чего не стоит говорить в разговоре с подростком, высказывающим суицидальные мысли.
Если Ваш ребенок говорит Фраза родителя Избегайте подобных фраз
Ненавижу школу, учителей…! Ты очень возмущен. Что произошло в школе и так возмутило тебя? Ты все время ругаешь школу (учителя). Посмотри на себя, дома ничего не делаешь, учиться не хочешь!
Да я все равно никому не нужен! Ты мне очень дорог! Бывает в жизни, что люди чувствуют себя одиноко. Меня твое настроение беспокоит, что случилось? Не говори всякой чепухи, это просто глупо…
Ты хочешь, чтобы я умерла? Мне становится страшно, когда я слышу от тебя такие слова. Ты так рассердился, потому что думаешь, что я желаю тебе зла? Ты что такое говоришь? Как ты можешь?
Как мне все это надоело, скорей бы все это закончилось… Ты очень устал, тебе, действительно, трудно сейчас. С чем сложнее всего справиться? Да, это ерунда. У тебя еще все впереди. Просто перестань об этом думать.
Зачем мне жить, если …. Похоже, ты в отчаянии. Многие люди злятся на себя, что ничего не могут сделать в подобной ситуации. Может, вместе подумаем, как с этим справиться… Люди живут с проблемами и посерьезнее, чем у тебя…
У тебя есть то, чего у других нет…
Тебе больше не придется обо мне волноваться… Да, мне бывает трудно справиться со своей тревогой о тебе, и ты в этом не виноват. Я хочу научится больше доверять тебе, чтобы наши отношения стали лучше. Я всегда буду о тебе волноваться! Когда у тебя будет свой ребенок, ты поймешь, что это такое!

4. Если в разговоре с Вами ребенок касается вопросов смерти или других неприятных тем, не избегайте их. В случае если вам трудно говорить об этом, честно признайтесь ребенку в этом и найдете компетентного человека, которому ребенок может довериться, чтобы обсудить трудные вопросы.
5. Проанализируйте, что для Вашего ребенка является ресурсами (помощниками), будьте готовы говорить о них. Ресурсы могут быть как внутренними (инстинкт самосохранения, интеллект, позитивный социальный опыт, коммуникативный потенциал, позитивный опыт решения проблем), так и внешними (поддержка семьи и друзей, приверженность к религии, устойчивое материальное положение, медицинская и экстренная психологическая помощь, индивидуальная психотерапевтическая программа).
Израильский психолог Офра Аялон предлагает шесть внутренних стратегий преодоления кризисов и стрессов. С подростком можно проговорить, какой опыт из предложенных стратегий у него уже есть, и рассказать, что есть еще другие стратегии, обсудив, как он может их использовать в своей жизни.
Первая стратегия - выражение чувств. Этот способ требует от человека умения распознавать различные чувства и называть их своими собственными именами – любовь и ненависть, мужество и страх, радость и печаль, ревность и сострадание и так далее. Затем следует этап выражения этих чувств наиболее подходящими для подростка способами. Например, словами – в устной беседе, или письменно (письмо, рассказ, дневник); без слов – в танце, рисунке, в лепке, в музыке или пантомиме.
Вторая стратегия – сознательное обдумывание ситуации. Способ преодоления кризисов, использующий наши ментальные способности, умение логически мыслить, оценивать ситуацию, понимать новые идеи, планировать, анализировать проблемы и решать их.
Третья стратегия – деятельность физического тела. Этот способ обращается к таким способностям нашего физического тела, как восприятие сигналов окружающего мира с помощью соответствующих сигналов окружающего мира с помощью соответствующих рецепторов и органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, тепла и холода, ощущения боли и удовольствия, внутреннего напряжения и расслабления. Этот способ включает в себя физические занятия различного рода: выполнение физических упражнений, спорт, работа, требующая физических усилий, прогулки на природе, дыхательные практики, массажи, дыхательные практики и т.д.
Четвертая стратегия – общение и социальные контакты. Мы можем обращаться за поддержкой к семье, к друзьям, к профессиональным психологам или сами оказывать помощь другим пострадавшим, выполнять общественную работу.
Пятая стратегия – творчество. Благодаря воображению мы можем мечтать, развивать интуицию и психологическую гибкость, изменяться, искать решение в мире игры и фантазии. Используя воображение, мы можем с легкостью изменять будущее и прошлое.
Шестая стратегия – вера. Стратегия основана на умении верить – верить в Бога, в людей, в чудо или в самого себя. Когда человеку плохо, он может с надеждой и доверием «протянуть руки к небесам» и помолиться о помощи.
6. Обсудите вместе с ребёнком планы на будущее, помогите ему обрести смысл жизни, планируя далеко идущие цели.
7. Если Ваш подросток оказался в ситуации, когда его друг (подруга) или близкий человек совершили самоубийство, обязательно поговорите с ним об этом. В таком разговоре следует придерживаться некоторых правил:
• Избегать мифов и полуправды о суицидах.
• Говорить о своих чувствах и отношении к ситуации, помочь ребенку высказать его переживания и мысли по поводу произошедшего.
• Говорить с ребёнком об умершем, давая высказываться ему самому полностью, не прерывать, а поддерживать тему.
• Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции.
• Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути выхода из различных конфликтов.
8. В случае возникновения затруднений или невозможности справиться своими силами, обратитесь к психологу на консультацию, на телефон доверия для детей и подростков, к врачам.