Положение о ВКР

УТВЕРЖДАЮ:

Директор КГАОУ СПО «Пермский краевой колледж «Оникс»

_______________

О.Б. Кондратюк

30.09.2012 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации выполнения и защиты

выпускной квалификационной работы

КГАОУ СПО «Пермский краевой колледж «Оникс»

1.     Общие положения

 

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования, и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 г., № 10).

Выполнение ВКР призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных, учебно-исследовательских умений.

ВКР – это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Выпускная квалификационная работа может быть представлена в флрме дипломной работы или дипломного проекта.

Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления готовности выпускника к осуществлению основных видов деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее Государственные требования), требованиям регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям (заказам) образовательных учреждений, организаций, предприятий.

 

  1. 2.     Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы

 

Тематика ВКР определяется в соответствии с присваиваемой выпускникам квалификацией.

Если выпускнику присваивается только основная квалификация, то тематика ВКР определяется содержанием образования, обеспечивающим данную квалификацию.

Если выпускнику присваивается кроме основной квалификации дополнительная, то выпускник может выбрать тему как по дополнительной подготовке (квалификация), так и комплексную, исходя из программ основной и дополнительной профессиональной подготовки.

Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами образовательных учреждений, организаций или предприятий, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена самим студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.

Тема ВКР должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.

Директор образовательного учреждения назначает приказом руководителя выпускной квалификационный работы. Одновременно кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы.

Закрепление направлений исследований выпускных квалификационных работ (с указанием руководителя и срока выполнения) за студентами оформляется приказом директора образовательного учреждения не позднее 1 ноября последнего года обучения, а утверждение тем ВКР – не позднее 1 марта.

В случае выполнения ВКР проектного характера допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом бланки индивидуальных заданий заполняются каждым студентом.

 

  1. 3.     Требования к структуре и содержанию ВКР

 

Выпускная квалификационная работа может быть по своему характеру четырех видов:

а) выпускная квалификационная работа теоретического характера;

б) выпускная квалификационная работа опытно-практического характера;

в) выпускная квалификационная работа опытно-экспериментального характера;

г) выпускная квалификационная работа проектного характера.

3.2. Структура и содержание ВКР, требования к объему представлены в таблице.

 

Структура и содержание выпускной квалификации работы

Теоретического характера (от 30 до 50стр) Опытно-практического характера (от 30 до 50стр) Опытно-экспериментального характера (от 30 до 50стр)
Введение:

-    актуальность

-    объект

-    предмет

-    проблема

-    цели и задачи

Теоретическая часть:

-    история вопроса

-    уровень разработанности проблемы в теории и практике – посредствомглубокого сравнительно анализа литературы

Заключение:

- выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования

Список литературы

(не менее 25)

Приложение

Введение:

-    актуальность

-    объект

-    предмет

-    проблема

-    цели и задачи

Теоретическая часть:

- теоретические основы изучаемой проблемы

Практическая часть:

-    проектирование педагогической деятельности

-    описание ее реализации

-    оценка результативности
Практическая часть – это система занятий, внеклассных форм работы, комплекты наглядных или методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения воспитания конкретного учреждения) с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению

Заключение:

- выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения получения результатов

Список литературы

(не менее 20)

Приложение

Введение:

-    актуальность

-    объект

-    предмет

-    проблема

-    цели и задачи

Теоретическая часть:

-    история вопроса

-  аспекты разработанности проблемы в теории и практике – психолого-педагогическое обоснование проблемы

Практическая часть:

-      план проведения эксперимента

-      характеристика методов экспериментальной работы

Заключение:

- выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения результатов опытно-экспериментальной работы

Список литературы

(не менее 20)

Приложение

 

 

 

Структура и содержание ВКР проектного характера

Технологический проект

Художественно-творческий проект Методический проект
Пояснительная записка

(10-15 стр.)

Введение:

-    актуальная тема

-    проблема

-    цели и задачи

Проектная часть:

-    исходные теоретические положения (анализ литературы по теме)

-    предложения по решению проблемы и обоснование выбранного варианта

-    описание изделий

-    последовательность изготовления (алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки)

-    экономический расчет

-    экологическая оценка

Заключение:

-    соответствие результатов целям и задачам работы

-    практическое назначение и социальная значимость созданного изделия

Список литературы

(не менее 15)

Приложение

-    чертежи

-    схемы

-    графики

-    диаграммы

Пояснительная записка

(10-15 стр.)

Введение:

-    актуальная тема

-    проблема

-    цели и задачи

Проектная часть:

-     исходные теоретические положения (анализ литературы по теме) 

-     описание этапов проектирования готового изделия (выбор варианта изделия или идеи художественного произведения; выбор материалов, инструментов и оборудования для изготовления; планирования этапов работы) 

-     описание изделия (продукта творческой деятельности, идеи, сюжета и др.), его изображение 

-     реализация основных законов композиции (закон единства формы и содержания, закона цельности) 

-     приемы и средства, позволяющие достичь выразительности художественного образа (выделение сюжетно-композиционного центра, равновесие масс, ритм и движение, симметрия и асимметрия, пространство и форма, контраст, цвет, тон, фактура и др.) 

-     выделение особенностей художественного языка (технические проблемы, изобразительные средства) 

-     экономический расчет   

-    экологическая оценка 

Заключение:

-     описание реализации педагогической деятельности с использованием выполненного изделия

-     выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения результатов опыта студента 

Список литературы

(не менее 15)

Приложение

- чертежи, схемы, графики, диаграммы 

Пояснительная записка

(10-15 стр.)

Введение:

-    актуальная тема

-    проблема

-    цели и задачи

Проектная часть:

-      теоретические основы темы (анализ психолого-педагогической, методической литературы), концептуальные основы исследуемой проблемы

-      основные подходы к разработке объекта проектирования (учебная программа, система уроков, система внеклассных занятий, кружков, факультатив), комплект дидактических материалов (дидактические пособия, таблицы, плакаты, демонстрационные модели и материалы)

-      планируемый результат апробации

-      описание реализации педагогической деятельности с использованием выполненных материалов (база практики, контингент, формы и содержание педагогической деятельности)

-      оценка результативности проекта

Заключение:

-      выводы и методические рекомендации по применению разработанного проекта

Список литературы

(не менее 15)

Приложение

Практическая часть:

-    готовые изделия

-    компьютерные программы 

Практическая часть:

Продукт художественного творчества (картина, изделие ДПИ, ХОМ и др.) 

Практическая часть:

-      КМО, УМК

-      методическое пособие

-      компьютерная обучающая программа и др.

3.3. ВКР может быть логическим предложением курсовой работы, идеи и выводы которые реализуют на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) ВКР.

 

  1. 4.     Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

Оформление выпускной квалификационной работы являются одним из факторов, учитываемых Государственной аттестационной комиссией на защите. Обращается внимание на логичность, последовательность, грамотность изложения, соответствия принятым в психолого-педагогической науке методам фиксирования результатов исследования, соблюдение стандартов и принятых правил внешнего оформления (титульного листа, текста работы, графиков, списка литературы и приложения).

Работа пишется на белой бумаге стандартного формата (А-4). Каждая страница текста, включая иллюстрации, приложения, нумеруется, кроме титульного листа. Рекомендуемый объем основной работы (без учета приложений) – 30 страниц. Все листы должны быть скреплены или сброшюрованы в жестком переплете. Текст работы набирается на компьютере гарнитура 14пт, интервал 1,5 и распечатывается на принтере. С левой стороны страницы оставляется свободное поле шириной 25-30 мм, с правой – 10мм, сверху и снизу по 20-25 мм. Фразы, начинающиеся с абзаца, пишутся, отступая от начала строки на 3-4 печатных знака. Рисунки, формулы и другие нестандартные элементы оформления либо вписываются в печатный текст от руки, либо также исполняются на компьютере. Рисунки и таблицы должны иметь сквозную нумерацию.

Первым листом работы (№ не ставится) является титульный лист, содержащий основные сведения о ней. Вверху рабочего поля страницы симметрично по центру пишется полностью название учреждения, ниже – название учебного заведения. Приблизительно в центре листа заглавными буквами пишется название работы. Под ними указываются сведения об исполнителе (фамилия, инициалы, номер группы, наименование специальности) и научном руководителе  (фамилия, инициалы, учебная степень, должность). (Приложение 1).

Второй лист ВКР (№ не ставится) – оглавление. Оглавление – перечень названий, глав и параграфов работы с указанием страниц, где они помещены.  (Приложение 2). Оглавление дает общее представление о структуре работы и позволяет легко отыскать нужные фрагменты текста. Вынесенные в оглавление заголовки должны по формулировке полностью совпадать с соответствующими заголовками в тексте работы.

Текст выпускной квалификационной работы должен иметь четкую структуру.

Заголовки глав и параграфов пишутся на отдельной строке (или нескольких строках) перед началом текста раздела и располагается симметрично по центру. Кроме того, заголовок обычно выделяется из общего текста еще и оформлением. Точка в конце заголовка не ставится.

В качестве заголовка введения и заключения используются сами названия частей, т.е. слова «введение» и «заключение». Заголовки в основной части текста имеют более сложное строение, поскольку с их помощью необходимо отразить не только содержание разделов, но и их соотношение.

 

Так, заголовок главы записываются так:

  1. 1.     (далее ее название)

Параграфы, выделяемые внутри главы, нумеруются в ее пределах. Номер параграфа состоит из двух арабских цифр: номер главы и собственного номера параграфа, которые разделяются точкой. Таким образом, все параграфы одной главы имеют одинаковую первую цифру. Например: параграфы 2 главы обозначаются следующим образом: 2.1,2.2,2.3 и т.д.

Заголовок параграфа состоит из его номера, после которого ставится точка, и названия, начинающегося с заглавной буквы. Заголовки отделяются от текста пробелами. Каждая новая глава или параграф пишутся с новой страницы.

Название главы и параграфов должно быть сформулировано кратко, четко, при этом точно отражать основное содержание. В названиях параграфов не должно повторятся то, что уже нашло отражение в названии главы.

Оформление заголовков должно быть единообразным по всему тексту работы.

 

  1. Этапы подготовки и выполнения выпускной

квалификационной работы

5.1       Первым этапом выполнения выпускной квалификационной работы является определение темы ВКР. Тема ВКР может состоять из трех составляющих: цель или суть работы, средства достижения и результат (одна из составляющих может отсутствовать).

5.2       По утвержденной теме студент совместно с руководителем выпускной квалификационной работы заполняют бланк задания на ВКР. В бланк задания ВКР заносятся: тема работы; логический аппарат; цели и задачи; календарный план выполнения ВКР; характеристика видов работ, которые надо выполнить во время преддипломной практики; краткое содержание теоретической и практической частей (на уровне сложного плана с выделением глав и параграфов).

5.3       Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

  • руководство разработкой логического аппарата и календарного плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы;
  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерной распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы);
  • оказание помощи студентам в подборе необходимой литературы;
  • контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы;
  • подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работ.

К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов. На все виды консультаций руководителю ВКР на каждого студента должно быть не более 20 академических часов сетки часов учебного плана.

5.4        Основными функциями консультанта выпускной квалификационной работы являются:

  • руководство разработкой календарного плана подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса;
  • оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы в части содержания консультируемого вопроса;
  • контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы в части содержания консультируемого вопроса.

Оплата работы консультантов по факту составляет не более 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана.

5.5       Для более четкой организации в колледже разрабатывается график выполнения ВКР, в котором предусмотрены в т.ч. две предварительные защиты ВКР.

5.6       На выполнение и завершение ВКР в соответствии со стандартом специальности отводится 1 или 2 недели свободного от занятий времени в течение последнего года обучения.

5.7       По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает председателю П(Ц)К, а затем заместителю директора по учебно-методической работе.

5.8       Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляют заместитель директора в соответствии с должностными обязанностями. Промежуточный контроль осуществляют зав. отделениями, председатели предметных (цикловых) комиссий.

 

6. Рецензирование выпускных квалификационных работ

 

6.1. выполненные выпускные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ.

6.2. Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются приказом руководителя образовательного учреждения не позднее 1 месяца до защиты ВКР.

6.3. Рецензия должна включать:

-         Заключение о соответствии содержания выпускной квалификационной работы заявленной теме;

-         оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;

-         оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы;

-         оценку выпускной квалификационной работы

На рецензирование одной выпускной квалификационной работы должно быть предусмотрено не менее 5 академических часов сверх сетки учебного плана.

6.4.Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за 3 дня до защиты выпускной квалификационной работы.

6.5.Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.

6.6.Заместитель директора по научно-методической работе при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную квалификационную работу в Государственную аттестационную комиссию не позднее, чем за 5 дней до начала итоговой государственной аттестации.

 

7. Защита выпускных квалификационных работ

 

7.1. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

7.2. На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 1 академического часа.

Процедура защиты включает:

-   представление студента;

-   доклад студента ( не более 10-15 минут);

-   чтение отзыва и рецензии;

-   вопросы членов комиссии, ответы студента.

Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании Государственной аттестационной комиссии.

7.3. При определении итоговой оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:

-   доклад выпускника;

-   оценка рецензента;

-   отзыв руководителя;

-   ответы на вопросы.

7.4. Ход заседания Государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируются : итоговая оценка выпускной квалификационной работы, вопросы и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний государственной аттестационной  комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии.

7.5. Студенты, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту.

В этом случае Государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же темы выпускной квалификационной работы, либо вынести решение о закреплении за ним новой темы выпускной квалификационной работы и определить срок повторной защиты, но не ранее чем через год.

7.6. Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» при защите выпускной квалификационной работы, выдается академическая справка установленного образца.

Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением Государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом выпускной квалификационной работы.

 

8.Хранение выпускных квалификационных работ

 

8.1.Выполненные студентами  выпускные квалификационные работы хранятся в образовательном учреждении после их защиты не менее 3 лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении выпускных квалификационных работ решается организуемой по приказу руководителя образовательного учреждения комиссией, которая представляет предложения о списании выпускных квалификационных работ.

8.2. Списание ВКР оформляется  соответствующим актом.

8.3. Лучшие выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособии в кабинетах образовательного учреждения.

8.4.По запросу организации, учреждения, предприятия руководитель образовательного учреждения имеет право разрешить копирование выпускных квалификационных работ студентов. При наличии в выпускной квалификационной работе изобретения или рационализаторского предложения разрешение на копирование выдается только после оформления  ( в установленном порядке) заявки на авторские права студента.

8.5. Изделия и продукты творческой деятельности по решению Государственной аттестационной комиссии могут не подлежать хранению в течение трех лет. Они могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи и.т.п.

 

Приложение 1

Образец титульного листа

 

Министерство образования Пермского края

КГАОУ СПО «Пермский краевой колледж «Оникс»

П(Ц)К естественно-научных и информационных дисциплин

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Рабочая тетрадь по программированию как средство реализации принципов обучения

 

 

 

 

Аликина Оксана Николаевна

специальность 050202 «Информатика»
курс V, группа 4-ОИ
форма обучения: очная

 

 

Руководитель

Кошелева Алена Николаевна
преподаватель ПКК «Оникс»

 

 

 

К защите допущен (а)

«____»_____________2012г.

Работа защищена с оценкой _________

Протокол ГАК № ___ «_____»_______2012г.

Председатель ГАК _____________________

 

 

 

Пермь 2012

 

Приложение 2.1.

Образец оглавления

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….….3

  1. Нравственное воспитание подростков…………………………………………6

1.1.    Роль нравственного воспитания в формировании личности………...6

1.2.    Особенности подросткового возраста…………………………….….11

  1. Особенности взаимодействия семьи и школы……………………………….15

2.1.    Современны тенденции и проблемы семейного воспитания………15

2.2.    Основные направления взаимодействия семьи и школы…………..19

  1. Апробация форм и методов взаимодействия семьи и классного руководителя………………………………………………………………………22

3.1.    Диагностика нравственных качеств учащихся 8 класса……………22

3.2.    Разработка программы совместной деятельности классного руководителя и семьи по формированию нравственных качеств подростков..26

3.3.    Анализ реализации разработанной программы……………………..35

Заключение………………………………………………………………………...40

Список литературы………………………………………………………………..42

Приложения

 

Приложение 2.2.

Образец оглавления
(к ВКР проектного характера)

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Исторические сведения по искусству вышивания…………………………..5
  2. Технология работы в технике «Машинная вышивка»………………………7
  3. Банк идеи и обоснование выбранного варианта панно……………………10
  4. Панно по теме «Лесная поляна» и этапы его выполнения………………...12
  5. Экономическая оценка проекта……………………………………………..14
    Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………18

Приложения

 

 

P.S.

  1. Пункты 1,2 могут быть объединены.
  2. Пункт 3 может иметь следующие названия:
  • Разработка средств решения проблемы
    или
  • Предложения по выполнению изделия
    или
  • Проектирование

 

Приложение 3.

Рекомендации по выбору и формулировке темы ВКР

 

Тема ВКР должна включать в себя: цель или суть работы, средства достижения и результат (одна из трех составляющих может отсутствовать). Только в этом случае удается четко сформулировать логический аппарат исследования.

Тема «Нравственное воспитание учащихся» содержит в себе только описание сути работы.

Тема «Роль взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе нравственного воспитания подростков» содержит в себе только описание сути работы (нравственное воспитание подростков) и средства достижения цели (взаимодействие семьи и классного руководителя).

Тема «Развитие творческих способностей на занятиях по художественной обработке древесины» содержит суть (цель) работы (занятия по художественной обработке древесины) и результат (развитие творческих способностей).

Тема «Возможности внеклассной работы по предмету «Технология» для развития креативных способностей школьников 5-7 классов» содержит в себе суть (цель) работы (обучение технологии), средство достижения (внеклассная работа по предмету) и результат (развитие креативных способностей).

 

Примеры формулировок тем ВКР

  • Место наглядных пособий в преподавании…
  • Использование наглядных (пособий) средств обучения как основное … (как средство …)
  • Роль …
  • Особенности использования наглядных пособий на уроках черчения.
  • Формирование познавательного интереса …
  • Формирование навыков …
  • Методы и приемы активизации познавательной деятельности …
  • Повышение эффективности обучения черчению в результате использования наглядных пособий.
  • Поиск эффективных путей формирования …
  • Развитие творческого воображения …
  • Сравнительный анализ …
  • Пути использования …
  • Изучение влияния …

 

 

Приложение 4.

Рекомендации по формулированию логического аппарата исследования ВКР

 

Объект исследования – это педагогическое пространство, та область, на которую будет направлена деятельность исследования (процесс обучения, педагогическое явление, определенная группа учащихся, родителей, учителей и т.п.).

Например, выбрана тема: «Роль взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе нравственного воспитания подростков». Объект исследования – воспитательная работа в школе.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий или аспект проблемы, которая исследуется.

Проблема исследования – это противоречие, сдерживающее переход от существующего состояния системы (явления, процесса) к желаемому.

Таким образом, чтобы сформулировать проблему, надо выявить противоречие между фактическим и желаемым состоянием, например, педагогического процесса в школе.

Проблема в названной выше теме может быть сформулирована так: нравственное воспитание подростков в современных условиях невозможно без сотрудничества семьи и школы, классного руководителя и родителей.

Гипотеза исследования (для ВКР опытно-практического характера) – это развернутое предположение, где максимально представлена технология (методика), обеспечивающая предполагаемый результат исследования.

Гипотеза – это предположение, которое автор ВКР выдвигает в связи с желанием и возможностями решения проблемы теми средствами, которые будут исследоваться в работе. Формулируя гипотезу, студент строит предположение, каким образом может быть достигнута поставленная цель. Чаще всего гипотеза формулируется по схеме: «Если …, то …»; «Чем …, тем …». Иногда гипотезу формулируют в утвердительном плане. Например, повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся 3-го класса при обучении математике эффективно осуществляется при использовании всех методов обучения и при практических умений (по названной выше теме). Чем полнее сформулирована гипотеза, тем легче сопоставить вопросы, на которые надо дать ответы в исследовании, и рациональнее разрабатывается методика исследования.

В вышеназванной теме пример гипотезы может быть таким: Сотрудничество семьи и школы, родителей и классного руководителя способствует выявлению проблем в нравственном воспитании и помогает найти пути их решения.

Цель исследования – это планируемый результат исследования. Этим результатом может быть новая методика, классификация, программа, новый вариант известной технологии, методическая разработка и др. Формулировка цели начинается с существительного: выявление, обоснование, построение, разработка, создание и т.д.

В названной выше теме цель исследования: выявление форм и методов взаимодействия классного руководителя с родителем, способствующих нравственному воспитанию подростков.

Задачи исследования – это конкретизированные или более частные цели. Они определяются на основе анализа литературы и опорных позиций (философских и научных идей прошлого и настоящего). Их обычно три-пять (изучение сущности явления; выявление условий и факторов, его определяющих; методика, организация, технология изучаемого и т.д.). При определении задач исходят из состояния науки, нужд практики и собственных возможностей. В формулировке задач могут быть использованы следующие глаголы: определить, осуществить, изучить, освоить, разработать и т.п.

Например по вышеуказанной теме задачи могут быть сформулированы таким образом:

  1. Рассмотреть особенности нравственного воспитания учащихся подростков через анализ литературы.
  2. Показать необходимость сотрудничества классного руководителя с семьей.
  3. Провести диагностику нравственных качеств подростков.
  4. Разработать и внедрить программу совместной деятельности классного руководителя и семьи по формированию нравственных качеств подростков.
  5. Провести анализ реализации программы.

Методы исследования. С помощью методов осуществления сбор информации, анализируются и обрабатываются полученные данные.

 

Примеры по формулированию проблемы ВКР

  1. Проблема: Несформированность педагогического коллектива как коллектива единомышленников противодействует превращению школы в развивающую систему.

Цель, вытекающая из этой проблемы может быть сформулирована так: формирование целостного педагогического коллектива единомышленников.

  1. Проблема: Отсутствие в школе системы формирования и развития общеучебных умений и навыков является препятствием для активизации мотивированного учения школьников.

Цель: Создание в школе целостной системы формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся.

  1. Проблема: Отсутствие в школе необходимой учебно-материальной базы для опытно-экспериментальной работы сдерживает реализацию и развитие экспериментальных проектов и программ.
  2. Проблема: Демократизация школьной жизни невозможна без параллельного осуществления гуманизации учебно-воспитательного процесса.

 

Приложение 5

Требования к оформлению списка литературы

 Список литературы (20-25 наименований, в зависимости от характера работы) – обязательный раздел выпускной квалификационной работы. Он характеризует уровень осведомленности исследователя в историческом и современном состоянии вопроса, над которым работает. В список литературы включаются печатные изделия (книги, брошюры, статьи и т.д.). Список литературы – это рабочий документ, а не библиография по теме. Он составляется в соответствии с ГОСТом. Фамилия авторов располагаются в алфавитном порядке. Сначала указываются фамилия, и инициалы автора книги или статьи, а затем название работы, место и год издания. Если место издания Москва –пишут М., а Санкт-Петербург – С.-Пб. Названия других городов не сокращаются.

В тексте ВКР необходимо делать ссылки на источники, указанные в списке литературы.

 

Образец оформления списка литературы

 Список литературы

 

  1. Андреева В.В., Гаврилин А.В., Шалыгина И.В. Исследовательская работа студентов педколледжей: Учеб.-метод, пособие. – Владимер, 1998. –520с.
  2. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. – М.: Просвещение, 1989. –301 с.
  3. Ведение в научное исследование по педагогике: Учеб. Пособие для студ.пед. институтов / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988. –400 с.
  4. Чекмарева Т.К. Одноименные уроки математики // Начальная школа. – 1992. - №11.
  5. Камашева Е.В. Зачет по программированию в системе Турбо Паскаль: [электронный ресурс]. – электронная статья. – режим доступа к статье: http://www.festival.1september.ru/2005_2006/index.numb_artic=321789

 

Приложение 8.

Требования к оформлению приложения

 

Приложения – важная часть выпускной квалификационной работы. Их нельзя рассматривать лишь как иллюстрации к выполненному исследованию, так как они должны иметь прямую и глубокую связь с текстом работы. Это могут быть рабочие программы исследования, анкеты, заполненные респондентами, любые работы учащихся, дидактические материалы и т.п. Все материалы, представленные в приложении, обеспечивают доказательность и репрезентативность выполненного исследования. При большом числе однотипных таблиц, повторяющихся рисунков, их также можно вынести в приложение, оставив в тексте лишь основные. Все материалы приложения нумеруются, подписываются в правом верхнем углу листа, (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.), при большом объеме приложений материалы целесообразно сброшюровать в отдельном томе (папке).

В тексте ВКР необходимо ссылаться на материал приложений.

 

Материалы которые могут входить в приложения

  1. Конспекты уроков.
  2. Фотографии.
  3. Образцы работ, выполненные учащимися школ (упражнения, документация, проекты, изделия и т.п.).
  4. Анкеты.
  5. Результаты анкетирования.
  6. Результаты диагностики.
  7. Образцы заданий, упражнений.
  8. Программы.
  9. Образцы оформления учебных таблиц.
  10. Дидактические средства обучения и контроля знаний.
  11. Копилки заданий, игр и т.д.
  12. Инструкция карты.