Публичный отчет 2012

В 2011/2012 учебном году деятельность педагогического коллектива была направлена на создание образовательной среды, способствующей освоению обучающимися основными видами профессиональной деятельности через формирование  общих и профессиональных компетенций. Данная цель была реализована по следующим направлениям:

1.     Обеспечение реализации государственных стандартов  и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальностям СПО и профессиям НПО

2.     формирование профессиональных компетенций обучающихся в ходе  практической подготовки.

3.     Создание  воспитательной среды для развития общих компетенций обучающихся.

4.     Формирование профессиональной готовности преподавателей к реализации ФГОС

5.     Разработка системы качества колледжа

Весной 2012 года колледж успешно прошел аккредитацию по специальности «Домоведение». В новом учебном году предстоит аккредитация профессиональных образовательных программ по специальности «Прикладная информатика» по очной форме  обучения и «Социальная работа» по заочной форме обучения.  Будет проведено самообследование деятельности ОУ по этой специальности. Необходимо получить рецензии на все рабочие программы,  подготовить материалы для проведения контрольных срезов в период самообследования и аккредитации, принять комиссию по аккредитации.

Для выполнения цели, связанной с обеспечением реализации ГОС и внедрением ФГОС в прошедшем году следовало решить задачи:

1.1. Разработать и контролировать ведение учебно-планирующей и отчетной документации, обеспечивающей  образовательный процесс.

1.2. Создать условия для успешного вхождения ОУ в двусменный режим работы.

1.3.Способствовать сохранению контингента и поддержанию академической успеваемости и посещаемости учебных групп на достаточном уровне.

1.4. Создать учебно - нормативное обеспечение по специальностям и профессиям  в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами  (ФГОС)

1-я задача полностью решена. Образовательный процесс на отделениях СПО и НПО проводился по учебным планам, составленным в соответствии со стандартами специальностей и профессий. Своевременно была распределена учебная нагрузка на обоих отделениях, составлены графики учебного процесса  на отделениях СПО и НПО и расписание учебных занятий, издан приказ о действующих учебных планах и рабочих учебных программах, оформлены журналы, зачетные книжки, студенческие и ученические билеты. Своевременно приготовлены материалы для проведения экзаменов и итоговой аттестации обучающихся. Однако необходимо обратить внимание на подготовку контрольно-оценочных средств  для проведения зачетов и дифференцированных зачетов, особенно на отделении НПО, на котором такая форма аттестации является новой.

В новом году также предстоит решение аналогичной задачи: разработать учебно-планирующую и отчетную документацию для ведения образовательного процесса.

Для решения 2-ой задачи прошедшего года по созданию условий для успешного вхождения ОУ в двусменный режим работы был еще раз выверен функционал административных работников, определены полномочия дежурных администраторов, дежурных и мастеров п/о, И в то же время, не каждый классный руководитель и мастер п/о уделяет достаточное внимание своим группам. В целом в прошедшем году было много недоработок. Так, например, очень тяжело шла деятельность по разработке программ МДК и профессиональных модулей. Поэтому одной из задач) нового учебного года будет усиление контроля за организацией учебно-воспитательного процесса и выполнением должностных обязанностей работниками колледжа.

В 2011-2012 учебном году все педагогические коллективы перешли на реализацию ФГОС. В связи с  этим в прошедшем году решалась задача по созданию учебно-нормативного обеспечения по специальностям и  профессиям в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. В данном направлении сделано:

-                   разработаны учебные планы по всем специальностям и профессиям, по которым в этом году будет новый набор;

-                   разработаны рабочие программы учебных дисциплин, преподавание которых велось в 2011/12 уч. Году;

-                   начата разработка программ профессиональных модулей;

-                   проведено 2 Экзамена квалификационных, по одному на каждом из отделений.

Задача  наступающего учебного года - продолжить формирование учебно-нормативного обеспечения по специальностям и профессиям в соответствии с ФГОС.  Для выполнения этой задачи необходимы

- разработка необходимых программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практик;

- корректировка процедуры и Положения о проведении Экзамена квалификационного;

- разработка комплектов оценочных средств для проведения экзаменов квалификационных (Эк) по  ФГОС специальностей и профессий;

- разработка, подготовка и оформление сертификатов  по освоению видов профессиональной деятельности;

- подготовка контрольно-оценочных средств для проведения  промежуточной аттестации обучающихся СПО и НПО в соответствии с ФГОС;

- корректировка учебных планов, составленных  в соответствии  с  ФГОС, с учетом потребностей работодателей;

-  согласование с работодателями ОПОП в целом и их вариативных частей.

В решении задачи  по сохранению контингента и поддержанию академической успеваемости и посещаемости учебных групп на достаточном уровне, в качестве положительных моментов нужно отметить организацию консультаций по учебным дисциплинам, составление преподавателями, мастерами производственного обучения, классными руководителями отчетов по итогам успеваемости и посещаемости занятий, анализ итогов успеваемости и посещаемости занятий на административных и педагогических советах, достаточно регулярное информирование родителей о состоянии дел с успеваемостью и посещаемостью обучающихся.

Результаты государственной итоговой аттестации выпускников отделения СПО показали:

-                   оптимальный уровень качественных показателей защиты ВКР.

-                   с критического уровня на допустимый выведен процент работ опытно-экспериментального характера, второй год держится на оптимальном уровне процент работ, выполненных по заявкам организаций (35,3% - в прошлом году, 35,5% - в этом). Это хорошо, т.к. последний показатель контролируется при определении государственного задания на подготовку специалистов;

-                   процент дипломов с отличием по очной форме обучения в прошедшем учебном году стал выше и составляет 11,4 против 7,4 и находится на достаточном уровне.

-                   процент дипломов с оценками «отлично и хорошо» держится все на том же, допустимом уровне, и составляет 13,6 по сравнению с 14,8 в прошлом году;

-                   хорошее качество разработанной Программы Г(И)А по специальности «Организация воспитательной деятельности»;

-                   наличие большого количества социальных заказов по специальности «Информатика: в качестве недочета  - целесообразность  разработки электронных пособий  без учета целевой аудитории их  пользователей;

-                   по специальности «Изо и черчение»: правильную политику  руководства колледжа по кадровому обеспечению учебной деятельности, выражающуюся в том числе в успешном обучении выпускников в ВУЗах Перми, Екатеринбурга, С-Петербурга;

-                   по специальности «Живопись»: поддержание традиций реалистической классической  живописи, осмысленность выбора тем дипломных работ;

Результаты итоговой аттестации выпускников НПО демонстрируют положительную динамику: вырос на 4 процент обучающихся, выпущенных с повышенной квалификацией, а также процент работ, выполненных на «4» и «5» - на 10,4%.

Учебный процесс вели 69 штатных преподавателей (2 ч. – в отпуске по уходу за ребенком). На отделении СПО все педагогические работники имеют высшее образование, что соответствует требованиям к педагогическому составу, зафиксированным в Типовом Положении об образовательном учреждении СПО. На отделении НПО 13 преподавателей из 15 (86,6%), имеют высшее образование,  4 мастера из 10 (40,0%) имеют высшее образование, что соответствует аккредитационным показателям реализации программ НПО, принятым в Пермском крае. Высшую квалификационную категорию в целом по учреждению из 71 чел. имеют 26 преподавателей (36,6%), первую –30 преподавателя (42,2%), вторую – 10человек (14,1%), 4 педагогических работника (5,6%) не ют категорий. Ученую степень имеют 2 штатный преподаватель и 2 совместителя, 2 преподавателя обучаются в аспирантуре или являются соискателями.

В этом учебном году прошли аттестацию 3 педагогических работников: 0 – на высшую категорию, 2 – на первую, 1 – на соответствие занимаемой должности. В 2012/13 учебном году будут проходить аттестацию на высшую категорию – 4 преподавателя, на первую категорию - 2 преподавателя;  9 чел. – на соответствие занимаемой должности. Для более четкой организации деятельности по аттестации педагогических работников подготовлен проект приказа о распределении обязанностей административных  и педагогических работников при подготовке к аттестации.

Воспитательная деятельность педагогического коллектива в 2011/2012 учебном году была направлена на обновление содержания воспитательной деятельности колледжа и охватывала всех субъектов образовательного процесса студентов, обучающихся, преподавателей, мастеров и родителей.

Работа методического объединения классных руководителей и мастеров велась в соответствии с планом:  разработаны и апробированы бланки ежемесячного отчета; составлены алгоритмы работы с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и из их числа, с обучающимися, проживающими в общежитиях; проведен анализ результатов мониторинга и др. Классные руководители и мастера вели систематическую работу, со студентам и обучающимися, регулярно информировали родителей,  опекунов, патронатных воспитателей, социальных педагогов детских домов о результатах успеваемости и посещаемости занятий через родительские собрания, посещения на дому и письма.

Студенческое самоуправление способствовало личностному и профессиональному развитию студентов. Председателем студенческого совета голосованием была выбрана Каменских А.(7-ОИ). Студенческий совет принимал участие в решении вопросов жизнедеятельности студенческого коллектива. Студенты совета входили в состав бракеражной комиссии, организовали поздравления ветеранов и преподавателей, представляли колледж на Краевом слете-фестивале студенческих активов СПО и др.

Совместные совещания классных руководителей и студенческих активов как форма взаимодействия показала хорошие результаты в организации мероприятий.

С целью развития социальной активности, самостоятельности и мобильности в колледже традиционно осуществляли свою деятельность: научное общество студентов, патриотический клуб «СООПО», спортивный клуб РУМ, экологический клуб, волонтерский отряд по родительскому образованию.

Научное общество студентов под руководством Белобородовой Е.Н., активно принимало участие в различных  конференциях: Краевая студенческая научно-практическая конференция, студенческая научно-практическая конференция колледжа «Поиск. Творчество. Мастерство». Студенты участвовали в качестве выступающих на секциях, организаторов мастер-классов и слушателей. Необходимо в следующем году привлечь для участия  в конференции обучающихся отделения НПО.

Продолжал активную творческую деятельность клуб «СООПО» под руководством Сбитнев Б.С. Деятельность клуба направлена на формирование активной жизненной  позиции студента, воспитание гражданина и патриота. Председатель Совета СООПО Хохряков Алексей (8-ОИ) и члены клуба являлись организаторами различных творческих дел в колледже: 2 смотра – конкурса по основам военной службы, посвященные Дню защитника Отечества и Дню Победы; поздравления ветеранов и участников Великой Отечественной Войны и возложение венков к воинским захоронениям. В течение года в мероприятиях СООПО участвовало около 170 студентов, принимали участие преподаватели, классные руководители.

Экологический клуб под руководством Лоевец М.О. осуществлял свою деятельность по нескольким направлениям: профилактика здорового образа жизни студентов и обучающихся, просветительская, научно-исследовательская, диагностическая работа и др. За учебный год члены клуба организовали выпуски газет на различные экологические темы, трудовые акции по уборке и облагораживанию территории, акцию к 1 декабря «Молодежь против СПИДа и наркотиков», классные часы «Бросай курить» к 31 мая (день борьбы с курением).

Члены волонтерского отряда, под руководством Белобородовой Е.Н. разрабатывали и проводили мероприятия по родительскому образованию  в школах № 6, 61, 100.

Продолжил свою работу студенческий спортивный клуб РУМ под руководством руководителя физвоспитания С.В. Кононова. Организованы мероприятия: «Веревочный курс», осенний кросс, Дни здоровья. В рамках недели здоровья прошел конкурс плакатов по спортивной и оздоровительной тематике. В течение учебного года проводилась  Спартакиада колледжа. В состав Спартакиады вошли 6 видов спорта: осенний кросс, баскетбол, настольный теннис, лыжные гонки, волейбол и футбол. В итоге победу  в комплексном зачете Спартакиады одержала группа 7-ОИ. По итогам спартакиады сформировались сборные команды колледжа для участия в Спартакиаде Перми и Спартакиаде Пермского края среди ССУЗов.

Воспитательная работа библиотеки велась по всем  направлениям программы развития воспитательной системы колледжа.

В течение учебного года наряду с запланированными мероприятиями председателями ПЦК, преподавателями, мастерами и студентами были инициированы такие мероприятия как фотокросс, встреча с художником Микуличем С.А.., мастер-классы в общежитии, мастер-класс «Вернисаж», конкурс по живописи и декоративно-прикладному искусству имени А.Н. Тумбасова, конкурс по графике и дизайну имени О.Д. Коровина, День молодого рабочего, конкурс чтецов, посвященный Дню  Победы, конкурс профмастерства, презентации профессий и др.

В течение года состоялись заседания стипендиальной комиссии, где  рассматривались вопросы по выплатам социальной и академической стипендиям, заявления студентов на материальную помощь.

За проявление инициативы и творчества, в течение года осуществлялось премирование активных студентов, а так же за вклад  в развитие и воспитание студентов осуществлялись стимулирующие выплаты и премирование преподавателей, классных руководителей и мастеров колледжа.

Педагогический коллектив продолжал участвовать в экспериментальном проекте администрации Пермского края «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних». На начало учебного года  на учете состояло 54 несовершеннолетних подростка, на конец года - 46 учащихся, основной причиной  снижения показателей явился перевод  обучающихся из группы риска в группу норма. Данному факту способствовала организация профилактической работы: регулярное проведение совета профилактики, индивидуальная работа мастеров, работа спортивных секций, тренингов по саморазвитию личности и др. В течение учебного года 23 подростка данной категории по договору выполняли определенную работу, которая в дальнейшем оплачивалась. Проведены встречи-беседы с инспекторами по делам несовершеннолетних Ленинского и Дзержинского районов, организованы экскурсионные поездки по историческим местам Пермского края.

Организована работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: индивидуальные консультации по денежным выплатам, рациональному использованию материальных средств, умению вести домашнее хозяйство. Осуществлялось взаимодействие с социальными педагогами детских домов, опекунами и патронатными воспитателями.

Систематично велась диагностическая  работа по сбору данных для мониторинга воспитательной деятельности. В течение года внесены изменения, добавления в диагностический пакет, с учетом потребности работы в новых условиях.

В ноябре 2011 г. на базе колледжа проходил четвертый Межрегиональный конкурс студентов педагогических колледжей и училищ «Учитель, которого ждут». В конкурсе приняли участие  студенты педагогических ОУ СПО Пермского края и Приволжского округа.

Воспитательная система успешно функционировала, благодаря развитию партнерских отношений: с родителями обучающихся, выпускникам, Советом директоров СПО Пермского края, средними профессиональными учебными заведениями других регионов России,  культурными центрами города (библиотеки, музеи, галереи и выставочные залы, дворцы культуры), детскими домами (д/д № 2, Юго-Камский д/д), социально-реабилитационными центрами сопровождения детей-сирот, Комитетом по молодежной политике г. Перми, выставочным залом «Пермская ярмарка», центрами занятости, администрацией Ленинского и Дзержинского районов, МЧС Пермского края, НОУ «Академия родительского образования», медицинскими учреждениями, КДН  и др.

Подводя итоги за учебный год, необходимо отметить, что  педагогический коллектив вел  продуктивную и целенаправленную работу по обновлению и совершенствованию воспитательной среды с целью личностного развития и профессионального самосовершенствования всех субъектов образовательного процесса.

В 2012-2013 учебном году  воспитательная деятельность должна развиваться с учетом изменений в организации учебно-воспитательного процесса и социально-бытовых условий, а так же приобретенного опыта работы и реализовать следующие задачи:

-        продолжить обучение педагогов и мастеров по проблемам современного воспитания: обучить современным методам активного взаимодействия с обучающимися, активизировать  проведение открытых классных часов и внеклассных мероприятий в группах,осуществлять обмен опытом работы на МО классных руководителей и мастеров;

-        организовать работу по привлечению в органы самоуправления обучающихся НПО;

-        обеспечить условия для успешной адаптации первокурсников к новым условиям обучения через реализацию развивающего курса «Введение в студенческую жизнь» и обучающихся 2-4 курсов;

-        систематизировать работу социально-психологической службы;

-        продолжить  работу в рамках экспериментального проекта «Профилактика правонарушений несовершеннолетними»;

-        внедрять комплекс диагностических методик воспитательной деятельности;

-        усилить здравоведческое направление работы среди обучающихся.

 Основной целью научно-методической деятельности в 2011/2012 учебном году было формирование профессиональной готовности преподавателей к реализации ФГОС Реализация данной цели осуществлялась через решение следующих задач:

1.                 Организовать разработку методического обеспечения введения ФГОС

2.                 Совершенствовать организацию самостоятельной  деятельности обучающихся как условие формирования общих и профессиональных компетенций.

3.                 Стимулировать инициативу и творческую активность педагогов и обучающихся

4.                 Создать условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников

5.                 Развивать информационно-методическое сопровождение образовательного процесса

Главным направлением методической деятельности коллектива колледжа с 2011 года является работа по введению федеральных государственных образовательных стандартов.

В рамках этого направления деятельности на заседаниях педагогического, методического совета и заседаниях П(Ц)К рассматривались вопросы, связанные с разработкой методического сопровождения ФГОС.

Основными видами деятельности преподавателей в этом направлении были:

-                   разработка и корректировка рабочих программ учебных дисциплин;

-                   разработка рабочих программ профессиональных модулей;

-                   методическое обеспечение практики;

-                   методическое обеспечение экзаменов квалификационных.

В течение года достаточно подробно рассматривался вопрос формирования общих компетенций в процессе организации учебной деятельности обучающихся.     На первом и втором этапах педагогического совета были проанализированы формулировки ОК, в каждой ОК выделены отдельные аспекты, каждый преподаватель выписал из стандарта какие ОК необходимо сформировать на преподаваемой дисциплине, кураторы специальностей заполнили матрицу формирования ОК. Выявили, что необходимо проанализировать способы формирования ОК как при преподавании отдельных дисциплин, так и циклов дисциплин. Каждый преподаватель составил приложение к рабочей программе, где описал способы формирования ОК. в новом учебном году необходимо выявить возможности воспитательной деятельности для формирования ОК, продумать средства педагогической диагностики для оценивания степени сформированности ОК у обучающихся.

Приказом директора были назначены преподаватели, отвечающие за разработку рабочих программ, при этом председатели П(Ц)К контролировали разработку рабочих программ учебных дисциплин, а кураторы специальностей – разработку рабочих программ профессиональных модулей.

В целом, все необходимые рабочие программы были разработаны, материалы были размещены на сервере. Решением методического совета колледжа был организован самоанализ рабочих программ учебных дисциплин, в ходе которого была определена необходимость корректировки разработанной документации. Данная работа была проведена на допустимом уровне, не все преподаватели провели самоанализ. Ещё сложнее оказалось провести экспертизу разработанных программ учебных дисциплин. В новом учебном году необходимо более жестко контролировать процесс не только разработки и корректировки программ, но и проведение внутренней экспертизы.

Благодаря целенаправленной работе кураторов специальностей в прошедшем учебном году были разработаны рабочие программы профессиональных модулей:

Специальность «Педагогика дополнительного образования

ПМ.01. Преподавание по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности.

ПМ.02. Организация досуговых мероприятий.

ПМ.03. Методическое обеспечение образовательного процесса.

Специальность «Прикладная информатика»

-              ПМ.01. Обработка отраслевой информации

-              ПМ.02. Разработка, внедрение и адаптация ПО

Специальность 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»

-              ПМ.05 Выполнение работ по профессии Электромонтер

-              ПМ.01Организация и выполнение работ по эксплуатации и ремонту электроустановок

-              ПМ.02Организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Профессия «Сварщик»

-              ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы

-              ПМ.02Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях

Профессия «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

-              ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов

-              ПМ.02 Проверка и наладка оборудования

Таким образом, в новом учебном году предстоит продолжить разработку рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, провести внутреннюю экспертизу программ учебных дисциплин, содержательную и техническую экспертизу программ профессиональных модулей.

В ФГОС много внимания уделяется организации самостоятельной работы обучающихся, поэтому данному вопросу будет уделено особое внимание. В прошедшем учебном году был проведен цикл семинаров для преподавателей НПО по современным образовательным технологиям: метод проектов, нетрадиционные формы проведения учебных занятий, организация самостоятельной работы учащихся на уроке. Была выбрана диалоговая  форма проведения семинарских занятий, педагоги должны были изучить теорию рассматриваемого вопроса самостоятельно и быть готовыми обсудить практическое применение изученной теории в своей практической деятельности. Хотелось бы отметить, что, не смотря на объявленную заранее тему, преподаватели не готовились в полной мере к семинару, надеясь друг на друга. Наибольшую активность в подготовке к семинарам проявила Якушева Т.А., всегда готовая к обсуждению и теоретической, и практической частей рассматриваемого вопроса, выручая коллег. Тем не менее, интереснее всех прошло занятие, посвященное методу проектов. Все преподаватели увидели в своей практической деятельности возможности применения этого метода. К сожалению,  не получилась запланированная вторая часть семинара, которая заключалась во взаимопосещении уроков коллег.

ФГОС предусмотрено увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, что повлекло за собой  пересмотр содержания обучения, его обновление и перераспределение материала, предназначенного для самостоятельного овладения под руководством преподавателя.

В новом учебном году необходимо обратить внимание на развитие и внедрение разнообразных форм самостоятельной работы в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Поэтому в новом учебном году запланировано проведение обучающих семинаров, открытых заседаний П(Ц)К  по проблеме организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, а также проведение открытых уроков и организация взаимопосещения учебных занятий с целью изучения опыта преподавания в соответствии с требованиями ФГОС.

Важным условием формирования общих и профессиональных компетенций является организация самостоятельной  деятельности обучающихся, которая осуществляется на учебных занятиях,  а также через  выполнение и защиту рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, участие студентов в научно-практических конференциях.

Результаты защиты курсовых работ приведены в таблице.

Таблица 1.

Результаты защиты курсовых работ на СПО

Количество курсовых работ 2011-2012 учебный год 2010-2011 учебный год
Кол-во процент Кол-во процент
Защищено на 5 «отлично» 11 26,8 18 38,3
Защищено на 4 «хорошо» 12 29,3 14 29,8
Защищено на  3 «удовлетворительно» 16 39,0 7 14,9
Не защищено 2 4,9 8 17,0
Средний балл 3,78 3,89
Проектного характера 18 43,9 6 12,8
Исследовательского характера 1 2,5 5 10,6
Практического характера 14 34,1 10 21,3
Реферативного характера 8 19,5 26 55,3
Социальных заказов 5 12,2 5 10,6

 

Сравнивая результаты двух лет можно выявить, что

-                 средний балл снизился незначительно;

-                 значительно уменьшилось количество КР с оценкой «неудовлетворительно»;

-                 уменьшилось количество работ, выполненных на «отлично»;

-                 в три раза увеличилось количество КР проектного характера;

-                 количество работ исследовательского характера находится на критическом уровне;

-                 количество социальных заказов осталось на прежнем уровне.

В новом учебном году необходимо увеличить количество работ исследовательского характера, повысить уровень контроля за выполнением КР и по-прежнему выполнять социальные заказы в рамках курсового проектирования.

Результаты выполнения выпускных квалификационных работ на отделении СПО представлены в таблице 2

Таблица 2

Результаты защиты ВКР

специальность «Техно

логия»

 

«Организация ВД» «Инфор

матика»

всего Уровень
2010-2011 2011-2012
Защищали ВКР 9 10 12 34 31  
Защитились на отлично 6 8 7 18

(52,9%)

21

(67,7%)

оптимальный
Защитились на хорошо 2 2 5 14

(41,2%)

9

(29,0%)

оптимальный
Защитились на удовлетворительно 1 - - 2

(5,9)

1

(3,2%)

оптимальный
Средний балл 4,5 4,8 4,6 4,5 4,6 + 0,1
Количество работ опытно-экспериментального характера       - 3

(9,7%)

допустимый
Количество работ по заявкам организаций       12

(35,3%)

11

(35,5%)

оптимальный

 

Качественные показатели защиты ВКР находятся,  как и в прошлом году, на оптимальном уровне. С критического уровня на допустимый выведен процент работ опытно-экспериментального характера, второй год держится на оптимальном уровне процент работ, выполненных по заявкам организаций (35,3% - в прошлом году, 35,5% - в этом). Это хорошо, т.к. последний показатель контролируется при определении государственного задания на подготовку специалистов. Защита ВКР показала, что не все студенты могут объяснить практическую значимость выполненных работ. В новом учебном году предстоит увеличить долю ВКР опытно-экспериментального характера и обсуждать со студентами практическую ценность выполняемых выпускных квалификационных работ, а так же  продолжить выполнение социальных заказов и подготовку методических материалов для опубликования.

В прошедшем учебном году творческая деятельность преподавателей и студентов проявлялись через мероприятия  различного уровня.

Конкурсы и фестивали:

межрегиональный конкурс «Грани мастерства» среди мастеров производственного обучения  и преподавателей профессиональных дисциплин в области изобразительного искусства  (г.Пермь, март 2012г). В конкурсе принимали участие педагоги из г.Красноуфимска Свердловской области,  Уфы Башкортостана, г.Кирова Кировской обл. и г.Перми, Кунгура, Чайковского Пермского края.  В рамках  конкурса было проведено 12 мастер-классов, на которых участники приобщились к самобытной культуре регионов, и вместе с мастером освоили технику резьбы по дереву, матирование стекла,  графическую технику «пастель», работу различными растительными материалами, художественную обработку кожи, освоили приемы составления декоративной композиции с явлением оверлеппинга, машинную вышивку и лоскутную технику «пэчворк». В мастер-классах приняли участие более 150 учителей школ и педагогов дополнительного образования города и края (Пермь, Губаха, Верещагино, Нытва).

-       фестиваль педагогического мастерства преподавателей образовательных учреждений Пермского края (Пермь, декабрь 2011г.).  Наш колледж представляла Отинова Т.В., в анкетах  преподавателя присутствующие на занятиях отметили творческий подход, разнообразие приемов обучения, психологический комфорт.

-       5 Всероссийские родительские чтения «Роль семьи и социальных институтов в воспитании духовно-нравственного человека» (Пермь, февраль 2012)

-       Международный конкурс модельеров «Красное платье» (Пермь, февраль 2012г.). Преподаватели Гладков В.С. и Колесникова Т.В. разработали и создали изделие, которое было отмечено дипломом третьей степени.

Научно-практические конференции преподавателей:

-  Всероссийская заочная научно-практическая конференция "Опыт разработки и реализации ФГОС СПО и НПО", посвященной 135-летию образования Алексеевского реального училища». Тезисы представили Красносельских Р.А. и Селеткова И.П.

-  Пятая  межрегиональная заочная научно-практическая конференция (г.Пермь, июнь 2012г.). Тезисы представили Белобородова Е.Н., Донова И.И.,  Якушева Т.А.

Краевые методические объединения руководителей и преподавателей:

-       На базе колледжа проходило заседание краевого методического объединения преподавателей дизайна, на котором преподаватели колледжа Утургашева Е.П., Гладков В.С. обобщили опыт своей деятельности,  Отинова Т.В. провела открытый урок для преподавателей дизайна Пермского края.

-       Красносельских Р.А. выступила на заседании методического объединения заместителей директоров по научно-методической работе с обобщением опыта по формированию общих компетенций в рамках реализации ФГОС

Наиболее значимыми выставками в 2011-2012 учебном году были:

-  «Арт-Пермь» (январь 2012г.)

-  «Образование и карьера» (февраль 2012г.)

-  выставка творческих работ выпускников художественного отделения (ноябрь 2012г.)

В новом учебном году участие преподавателей и мастеров производственного обучения в конкурсах, конференциях, выставках является обязательным условием для успешного прохождения аттестации, поэтому запланирована поддержка творческой активности и инициативы  педагогов и и обучающихся.

Результатом научно-исследовательской и творческой деятельности студентов является участие в студенческих конкурсах, олимпиадах  и научно-практических конференциях.

Студенческие конкурсы, олимпиады, выставки:

-  региональный конкурс студентов педагогических колледжей и училищ «Учитель, которого ждут» (г.Пермь, ноябрь 2010г.); (Созонова Г. гр.89-ТО и Пономаренко А. гр.4-ОИ. )

-  III Краевая олимпиада по дизайну среди студентов учреждений среднего профессионального образования Пермского края (Пермь, февраль 20101.)

Научно-практические конференции студентов:

-  Х Краевая научно-практическая конференция студентов «Исследовательская работа как залог формирования профессиональной компетентности специалиста» (Пермь, апрель 2012). Заочное участие: четверо студентов представили тезисы в сборник, трое – изделия для выставки творческих работ. Очное участие: студентка Порошина Анна выступила на заседании секции, Воробьева Ю. представляла экспозицию колледжа на выставке. Три преподавателя руководили работой секций — Лоевец М.О., Галиуллин С.И., Кузнецова Н.И.

-  Участие в студенческом форуме (ноябрь 2011): Самсонова Е. из гр. 1-ЖС провела мастер-класса по квилингу (руководитель Богуш Л.С.), работа Мальцевой М. из гр. 90-ТО награждена дипломом за второе место в конкурсе методических материалов (руководитель Бакина Г.М.).

-  X  научно-практическая конференция «Поиск. Творчество. Мастерство». В ней приняли участие 35 студентов в качестве выступающих на секциях и проводящих мастер-классы. Работали 5 секций, руководили которыми Кошкина В.И., Кузнецова Н.И., Якушева Т.А., Бакина Г.М., Федотов Н.С. на каждой секции было заявлено по 5-6 выступающих. Тематика выступлений и уровень подготовки – самые разнообразные. Это были и результаты реферативной работы (1 курс), исследовательской деятельности по социологии (3-4 курс), курсового и дипломного проектирования (4-5 курс). Была организована работа пяти мастер-классов (руководители Отинова Т.В., Стафеева И.Д., Белобородова Е.Н., Гладков В.С., Гарипова С.П.) В члены студенческого научного общества были приняты 25 человек. На пленарном заседании по окончании работы мастер-классов и секций было отмечено следующее:  уровень подготовки студентов достаточно высок, материал «проработан» глубоко, легко отвечают на вопросы;  тематика разнообразна и интересна;  студенты хорошо владеют компьютерными технологиями. В качестве замечания следует отметить, что не все классные руководители сопровождают студентов во время работы конференции, следят за посещаемостью, особенно после перерыва.

В прошедшем году достаточно сложно шла работа по подготовке к XIII Зональной выставке творческих работ студентов и преподавателей художественных отделений педагогических колледжей и училищ, которая состоится в сентябре в г. Бийске Алтайского края. Подготовлены студенческие работы для экспозиции, представлены фото работ для каталога, тезисы выступлений преподавателей на июнь 2012г находились в стадии разработки.

Участие педагогических и руководящих работников колледжа в составе комиссий по аттестации педагогических кадров, лицензировании и аккредитации образовательных учреждений:

-                    Директор колледжа Кондратюк О.Б. является членом государственной экзаменационной комиссии Пермского края для организации и проведения единого государственного экзамена. .

-                    Директор колледжа Кондратюк О.Б., руководитель сектора УР Галиуллина Н.К., руководитель сектора НМР Красносельских Р.А. имеют сертификаты экспертов по образованию в Пермском крае по направлениям: эксперт по образовательным программам среднего профессионального образования, эксперт-аудитор по образованию.

-                    Руководитель сектора УР Галиуллина Н.К. участвовала в качестве эксперта при  аккредитации образовательных учреждений СПО Пермского края.

-                    Преподаватель Богуш Л.С. является председателем экспертной группы при Министерстве образования Пермского края по аттестации учителей изобразительного искусства и черчения на высшую категорию.

Участие преподавателей в жюри конкурсов различного уровня:

-                  Преподаватели Кузнецова Н.И., Бакина Г.М. ежегодно участвуют в жюри олимпиады школьников по технологии (краевой этап всероссийской олимпиады).

-                  Методист Белобородова Е.Н. являлась членом жюри Краевого конкурса моделей ученического самоуправления (сентябрь2011-февраль 2012 г.) в рамках сотрудничества с НОУ «Академия родительского образования»

 

Другим направлением инновационной деятельности является  информатизация образовательного процесса, которая направлена поддержание оптимального уровня материально-технического обеспечения в области IT; повышение квалификации кадров в области IT; создание и пополнение банков информационных ресурсов; включение IT во все сферы деятельности колледжа.

В 2011/2012 учебном году приобретены: 2 медиапроектора, интерактивная приставка к медиапроектору, интерактивная доска, 2 ЖК-монитора, комплект лицензионного программного обеспечения MS Offise 2010. Продолжаются работы по объединению компьютеров в единую локальную сеть колледжа.

Увеличивается количество преподавателей, применяющих мультимедийные технологии на уроках. Более 50% курсовых и выпускных квалификационных работ раскрывают вопросы, связанные с информатизацией образовательного процесса. Продолжается работа по обмену опытом педагогов в области информационных технологий.

Большое внимание уделяется созданию собственного банка информационных ресурсов:

пополняется фонд мультимедийных материалов по разным отраслям знаний;

в рамках курсового и дипломного проектирования ведется разработка лабораторных практикумов, рабочих тетрадей по отдельным дисциплинам, электронные учебники, электронные учебные пособия;

накапливаются базы данных, обеспечивающих функционирование колледжа: электронные адреса образовательных учреждений Перми, Пермского края, зоны Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока и т.д.

Продолжается работа по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Преподаватели и студенты колледжа самостоятельно разрабатывают компьютерные презентации по различным учебным дисциплинам и темам курса, в процессе защиты курсовых и выпускных квалификационных работ. Коллекция цифровых образовательных ресурсов позволяет студентам самостоятельно готовиться к занятиям  в библиотеке колледжа.

Целенаправленная работа педагогического коллектива по широкому использованию информационно-коммуникационных технологий дает определенные положительные результаты. Работа информационного центра колледжа упростила доступ преподавателей и студентов к электронным ресурсам. Расширяется тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, раскрывающих использование компьютера в образовательном процессе или предполагающих разработку различных дидактических материалов с применением компьютерных технологий.

На основании внутреннего мониторинга деятельность предметно-цикловых комиссий оценивалась по 10 критериям:

         Общие результаты таковы:

  • Повышение квалификации проводится регулярно, чему способствует организация обучающих семинаров, педсоветов и проведение тематических заседаний ПЦК. 15 преподавателей (28% членов ПЦК) прошли обучение на курсах повышения квалификации, что соответствует допустимому уровню. Следует учесть, что по новым стандартам педагоги, преподающие спецдисциплины и профессиональные модули должны проходить курсы не реже одного раза в три года.
  • Взаимопосещение занятий прошло на достаточном уровне. 79% преподавателей  в течение года посещали занятия и  сдали комплексный анализ. Меньше всего взаимопосещением занимались преподаватели П(Ц)К психолого-педагогических дисциплин (29%).
  • Качество знаний студентов определялось по изменению уровня академической успеваемости. Оптимальный -  при положительной динамике в 0,3 балла и более, достаточный – при стабильных показателях (положительная динамика в 0,1-0,2 балла), допустимый – при колебаниях в 0,1 – 0,2 балла, критический – при снижении показателей.
  • В организации внеклассной работы по данным председателей ПЦК приняли участие 44 (84%) педагога, что соответствует достаточному уровню. Каждая предметно-цикловая комиссия организовала и провела  творческие дни. Анализ творческих недель показал, что наряду с традиционными и полюбившимися студентам  мероприятиями  были предложены и новые формы проведения мероприятий: фото-охота - конкурс фотографий,  интеллектуальная игра «Своя игра»,  выпуск экологических газет и др.  По-прежнему не решен вопрос о качественном и  эффективном  информировании  студентов о проводимых мероприятиях ПЦК.
  • 77% преподавателей являются руководителями реферативных, курсовых или выпускных квалификационных работ. Данный показатель соответствует допустимому уровню. Несколько преподавателей проводят мини-исследования в рамках изучения учебных дисциплин. Под руководством  преподавателей были выполнены 11 социальных заказов, что соответствует оптимальному уровню, но  несколько ниже, чем в прошлом году. Количество работ опытно-экспериментального характера соответствует допустимому уровню, в этом направлении необходимо интенсивнее работать.
  • 96% преподавателей занимались разработкой или корректировкой рабочих программ учебных дисциплин профессиональных модулей. В новом учебном году предстоит уделить большее внимание методическому обеспечению практик и экзаменов.
  • 27 %(14) педагогов занимались разработкой методической продукцией, это издание тезисов, подготовка к изданию учебных пособий, рабочих тетрадей. Данный показатель соответствует достаточному уровню. Следует отметить новые требования к аттестации педагогов. В новом учебном году необходимо активизировать деятельность в данном направлении, более активно представлять методические разработки на конкурсах, краевых методических объединениях преподавателей.
  • Все преподавателей (100%) работали над разработкой или пополнением УМК, в основном это – разработка контрольно-измерительных  и дидактических материалов. В новом учебном году работа в данном направлении должна соответствовать требованием новых ФГОС. Запланировано проведение обучающего семинара «Современные требования к УМК УД и ПМ», смотр кабинетов и мастерских и смотр методических материалов для самостоятельной работы обучающихся.
  • Работа по изучению, обобщению и распространению опыта проводилась в рамках выступления преподавателей на научно-практических конференциях разного уровня, краевых педагогических чтениях, через участие в конкурсах профессионального мастерства. В этом направлении деятельности участвовали 30 (57%) преподавателей, что соответствует допустимому уровню.  Необходимо учитывать, что это направление деятельности педагога особо оценивается при прохождении аттестации и материалы для электронного портфолио необходимо накапливать в течении нескольких лет.
  • Все заседания ПЦК проведены согласно планам работы. Выполнение решений заседаний в основном контролируется, отслеживаются результаты деятельности педагогов.
  • Все педагоги посещают заседания ПЦК, кроме отсутствующих по болезни или другим уважительным причинам.

Цифровые показатели деятельности ПЦК представлены в таблице:

Критерии оценки деятельности ПЦК

ПЦК СЭ

ПЦК ЕМ и ИТ

ПЦК ПсП

ПЦК ТО и ТТ

ПЦК ИЗО и ДПИ

ПЦК ОД НПО

Общее количество членов ПЦК

9

7

7

9

12

9

Количество членов ПЦК, прошедших КПК

(100% - 30% – 15% – 0)

Допуст

13%

Допуст

11%

Достат

29%

Достат  38%

Оптим

54%

Допуст

20%

Количество членов ПЦК, посетивших занятия у других педагогов

(100% – 80% – 60% – 40%)

Оптим

100%

Допуст

44%

Критич

29%

Оптим

100%

Оптим

100%

Оптим

100%

Качество знаний, степень обученности студентов

Критич

(- 0,5)

Достат

(+ 0,2)

Достат

(+0,0)

Достат .

(- 0,1)

Критич

(+ 0,25)

Оптим

(+ 0,3)

Участие педагогов во внеклассной работе

(100 – 80 – 60 – 40)

Оптим

100%

Допуст

55%

Оптим

100%

Допуст

50%

Оптим

100%

Оптим

100%

Руководство НИД студентов

(в т.ч. рецензирование) (100 – 85 – 70 – 50)

Оптим

100%

Достат

78%

Оптим

100%

Оптим

100%

Достат

85%

Критич

0%

Разработка учебно-программной документации  (100 – 85 – 70 – 50)

Оптим

100%

Оптим

100%

Оптим

100%

Оптим

100%

Достат

77%

Оптим

100%

Методическая продукция

(100 - 50 – 25 – 0)

Допуст

25%

Достат 33%

Оптим

71%

Критич

0%

Допуст

15%

Допуст

20%

Разработка и пополнение КМО

(100 – 85 – 70 – 50)

Оптим

 100%

Оптим

 100%

Оптим

 100%

Оптим

 100%

Оптим

 100%

Оптим

 100%

Распространение и обобщение опыта

(100 – 80 – 60 – 40)

Достат

63%

Достат

67%

допуст

57%

Допуст

38%

Достат

77%

Критич

40%

Регулярность проведения заседаний ПЦК

(10-8-6-4)

Оптим

9

Оптим

10

Достат

8

Оптим

10

Оптим

9

Оптим

10

Общее количество баллов

21

20

24

20

23

21

Итоговая оценка

Достат

Достат

Достат

Достат

Достат

Достат

 

Таким образом, во всех П(Ц)К деятельность осуществлялась на достаточном уровне.

          Фонд библиотеки колледжа состоит из учебной, научной, научно-популярной, общественно-политической и художественной литературы.

Фондами  пользуются 1101 человек - студенты, преподаватели колледжа.

Общий объем  книговыдачи составил в 2011-2012 учебном году  15509 печатных единиц. Комплектование библиотечного фонда осуществляется в соответствии с заявками преподавателей колледжа. Фонд библиотеки колледжа насчитывает 42980  экз., в том числе фонд учебной литературы составляет 32853 экз.     (76%) от общего книжного фонда. Средняя обеспеченность литературой к 2011 году  составила -  0,7 учебника на одного студента СПО и 0,8 – на одного обучающегося  НПО.

Электронный каталог  имеет  -   -   23455  записей ; картотека  статей -  9332   записи; картотека сценарных разработок 2539  записи; изокартотека статей – 1183 .записей. Созданы  фактографические  базы  данных по живописи; «Виды Перми»; «Педагогические чтения»; «История России»; «Чем развлечь гостей» и др.

Оформляются книжные выставки и просмотры литературы, классные часы. Темы информационно – библиографической работы  определяются в соответствии с календарем памятных дат и просьбами читателей.

Обеспечен доступ к электронным носителям через локальную сеть, и осуществляется с 58 компьютеров  отделения СПО (3 компьютерных класса х 16 ;  4 - библиотека; 2  - информационный центр; 2  - учебная часть; 2 - методический кабинет) .

В новом учебном году деятельность библиотеки будет направлена на формирование профессиональной компетентности  участников  образовательного процесса путем доступа к информации посредством использования  - информационных ресурсов  библиотеки на различных носителях.

В новом учебном году целью методической работы педагогов является формирование профессиональной готовности преподавателей к реализации ФГОС. Для реализации данной цели запланировано выполнение следующих задач:

-                         обеспечить разработку методического обеспечения введения ФГОС;

-                         совершенствовать организацию самостоятельной  деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС;

-                         создать условия для реализации инициатив и творческих замыслов педагогов и обучающихся;

-                         способствовать повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;

-                         совершенствовать информационно-методическое сопровождение образовательного процесса.

Основными направлениями деятельности в 2012-2013 учебном году являются:

1.                       Обеспечение реализации государственных стандартов и Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальностям СПО и профессиям НПО;

2.                       Формирование профессиональных компетенций обучающихся в ходе практической подготовки;

3.                       Совершенствование воспитательной среды для развития общих компетенций обучающихся;

4.                       Формирование профессиональной готовности преподавателей к реализации ФГОС;

5.                       Разработка системы качества с учетом особенностей образовательного процесса в колледже.

Таким образом, деятельность педагогического коллектива в 2012-2013 учебном году будет направлена на создание единого образовательного пространства для подготовки компетентного специалиста, способного к овладению основными видами профессиональной деятельности.